Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) – это программа деятельности, действий конкретного обучающегося, которые ему необходимо выполнить для получения знаний и навыков, достижения определенного уровня развития на конкретном этапе обучения.
Что касается детей с ОВЗ – ограниченными возможностями здоровья, то построение индивидуального образовательного маршрута для них имеет свои особенности, сопряженные с особенностями развития ребенка и спецификой коррекционного обучения.
Прежде всего, обучение оказывается сопряженным с логопедической коррекцией, психологическими тренингами и медицинским лечением т.е. оно носит комплексный характер и имеет коррекционную направленность.
Составные компоненты индивидуального образовательного маршрута
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ является коррекционной программой его обучения и развития, с учетом особых образовательных потребностей и возможностей ребенка.
Такой маршрут разрабатывается на основании проведенной психолого-педагогической диагностики развития ребенка, отражающей специфические признаки этого развития и, позволяющая оценить потенциальные возможности ребенка. Кроме того, используются данные медицинского обследования, характеризующие наличие тех или иных отклонений, степени их проявления и наличие вторичных нарушений в развитии.
При разработке индивидуального-образовательного маршрута педагог привлекает к сотрудничеству родителей, ориентируя их на создание единой направленности воспитательной и образовательной деятельности, а также построения развивающего пространства дома.
Разработка ИОМ ориентирована на детей с разной степенью ОВЗ и на получение ими образования в разных формах: полная, частичная и внеурочная инклюзия. Такой маршрут позволяет компенсировать сложности, возникающие в ходе обучения у ребенка с ОВЗ по стандартным образовательным программам и, в максимально возможной степени реализовать потенциал ребенка.
В состав индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ включены следующие компоненты:
- Характеристика проблем ребенка. Здесь отражены медицинские и психологические данные, результаты диагностики уровня развития ребенка и специфики его отклонений.
- Целевое назначение психолого-педагогической коррекционной работы. Оно зависит от конкретного случая, степени развития ОВЗ и иных особенностей развития ребенка, а также этапа коррекционного обучения.
- Организация образовательной деятельности. Здесь отражены условия развития ребенка, основы построения развивающей предметно-пространственной среды.
- Направления коррекционной работы. Как правило, основными направлениями работы являются: речевое развитие, психолого-педагогическое сопровождение, познавательное развитие, физическое развитие, формирование коммуникативных навыков и социальная адаптация. Кроме данных направлений, каждый ИОМ может содержать и иные направления развития. Все зависит от конкретного ребенка с ОВЗ, его потенциала, потребностей и психофизиологического развития.
- План взаимодействия с семьей ребенка с ОВЗ. Он отражает мероприятия по организации сотрудничества с семьями в направлении реализации ИОМ.
- Учебные и методические основы реализации ИОМ.
Логопедическая коррекционная работа как составной компонент ИОМ ребенка с ОВЗ
Логопедическая коррекция составляет основу обучения ребенка с ОВЗ. Без устранения проблем в речевом развитии невозможно достичь должного эффекта в общем развитии ребенка.
Логопедическая коррекция нарушений речи у ребенка с ОВЗ, входящая в план ИОМ, реализуется по следующим направлениям работы:
- Постановка артикуляционной моторики. Предполагается проведение артикуляционной гимнастики, различных упражнений на развитие органов артикуляции;
- Развитие звукового произношения. Оно предполагает постановку гласных и согласных звуков, их отработку и закрепление с последующей тренировкой произношения;
- Развитие фонематического слуха. Детей учат воспринимать объекты по звукам т.е. идентифицировать предмет с конкретным звуком;
- Формирование слоговой структуры слова. Здесь осуществляется знакомство со словарем, постановка произношения отдельных слогов, используются упражнения на составление слов из слогов, разбиение слов на слоги и др.;
- Расширение лексического запаса. Производится расширение пассивного словаря и включение новых слов в активный словарь;
- Формирование грамматических конструкций. В программу обучения входят упражнения на развитие навыков выделения признаков предметов, их назначения, замену слов уменьшительно-ласкательными, согласование существительных с другими частями речи, правильное выражение пространственного отношения объектов;
- Развитие связной речи. Дети учатся согласовывать существительные с прилагательными, верно выражать свои мысли, обращаться с просьбами, выражать желания и чувства;
- Развитие психологической основы речевого произношения. Работа ведется в направлении расширения объема зрительной памяти, умения группировать объекты по сходным признакам.
Сотрудничество с родителями детей с ОВЗ
В ИОМ включена программа по развитию сотрудничества с родителями детей, страдающих ОВЗ. Она предполагает проведение различных мероприятий, ориентированных на:
- Ознакомление родителей с тяжестью заболевания их ребенка и его потенциальными возможностями развития.
- Проведение консультаций по вопросам обучения и воспитания ребенка с ОВЗ, решение его насущных проблем.
- Привлечение родителей к совместной образовательной деятельности с детьми.
- Разработку стратегических и тактических основ деятельности по оказанию ребенку помощи в его коррекционном обучении.
Для реализации данных целей с родителями проводятся индивидуальные беседы, реализуется корректировка ИОМ, проводятся лекции, консультации по разным аспектам развития ребенка и разным направлениям реализации коррекционной образовательной программы. Родителям сообщаются итоги реализации ИОМ, проводится анкетирование, реализация совместных проектов с детьми. Все это помогает сформировать плодотворную среду для реализации ИОМ.
Как правило, все эти направления требуют своего применения в ИОМ ребенка с ОВЗ. Однако, в силу особенностей развития конкретного ребенка те или иные направления могут быть исключены из программы обучения или сведены к минимуму.