Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Индивидуальные и фронтальные формы логопедической работы

Определение 1

Логопедическая работа – это коррекционная работа, направленная на развитие всех компонентов речи ребенка и организованная в соответствии с его возрастными особенностями и соблюдением психолого-педагогических условий.

Характеристика фронтальных логопедических занятий

Определение 2

Фронтальные (подгрупповые) логопедические занятия – это занятия, позволяющие эффективно решать коррекционные задачи и задачи по общему развитию речи у детей, посредством формирования у них умений входить в общий ритм работы, следовать указаниям и инструкциям, ориентироваться на лучшие образцы речи.

Основой фронтальной формы логопедической работы являются концентрический и тематический подходы.

Фронтальная форма логопедической работы в образовательном учреждении включена в тематическое планирование, соответственно подбор тем и их расположение определяется рядом условий: сезон, социальная значимость, нейтральный характер.

Главным фактором реализации тематического принципа является концентрированное изучение определенной темы, что позволяет многократно повторять одно и то же речевое содержание за короткий промежуток времени. Необходимо также отметить, что именно многократное повторение является одним из важнейших приемов по восприятию речи детьми. При этом восприятие происходит пассивно, а повторение позволяет активизировать словарь.

Таким образом, концентрический подход во фронтальной логопедической работе, позволяет сфокусироваться на определенной теме, а интегрированный характер занятий органично дополняет коррекцию тех или иных речевых компонентов.

При организации фронтальной формы логопедической работы необходимо учитывать возрастные особенности детей, их индивидуальные возможности и потребности. Так, если логопедические занятия организуются в рамках ДОУ, то педагог должен опираться на игру, так как ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста является игра.

«Индивидуальные и фронтальные формы логопедической работы» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Немаловажным является и создание благоприятного психологического климата. В том случае, если дети не будут испытывать дискомфорта или стеснения, можно добиться более высоких результатов в логопедической работе.

Логопедические занятия, проводимые во фронтальной форме должны соответствовать следующим требованиям:

  1. Каждое занятие должно быть интересно, динамично и привлекательно для детей.
  2. Целесообразно включать в учебный процесс игровые и сюрпризные моменты, вне зависимости от возраста детей. Такое включение поможет не только разнообразить урок.
  3. Использовать смену видов деятельности, что будет способствовать предотвращению утомляемости и поддержанию интереса к уроку.
  4. Развивать у детей коммуникативную направленность посредством общения с педагогом и между собой.
  5. Учить детей не просто слушать, а слышать ошибки в своей и чужой речи.
  6. Использовать на уроках разнообразный дидактический и наглядный материал, который будет способствовать усвоению материала.
  7. Давать детям на занятиях возможность как можно больше говорить.

Характеристика индивидуальных занятий

Определение 3

Индивидуальные логопедические занятия – это занятия, которые позволяют корректировать индивидуальные речевые недостатки конкретного ребенка.

Индивидуальные логопедические занятия проводятся в том случае, если у ребенка имеются проблемы с установлением контакта с другими людьми. Если ребенку сложно общаться не только со взрослыми, но и со сверстниками. Организованное индивидуальное занятие позволяет педагогу выстроить с ребенком взаимоотношения, на основании которых в последующем строится вся коррекционная логопедическая работа.

Замечание 1

Таким образом, индивидуальная форма логопедической работы позволяет оптимизировать временные затраты и перейти к формированию у ребенка необходимых речевых навыков, а также скорректировать имеющиеся речевые нарушения.

При организации индивидуальной формы логопедической работы педагог-логопед должен соблюдать ряд требований и условий:

  1. Четкая и понятная для ребенка формулировка темы и цели логопедического коррекционного занятия.
  2. Продумать каждый этап занятия и их логическую взаимосвязь друг с другом.
  3. Планирование постепенного усложнения речевого материала, используемого в совокупности занятий.
  4. Опора на дифференциальный подход к каждому ребенку, с учетом имеющегося у него речевого дефекта, индивидуальных и возрастных особенностей.
  5. Краткая и четка формулировка инструкций.
  6. Использование разнообразного и красочного наглядного материала.
  7. Создание положительного эмоционального фона учебного занятия.

Основной целью индивидуальной формы логопедического занятия является первоначальное формирование звуковой стороны речи.

Содержание индивидуального логопедического занятия включает в себя практический речевой материал, понятный и интересный ребенку, способствующий повышению речевой активности ребенка.

Например, при организации индивидуального логопедического занятия с ребенком дошкольного возраста целесообразно использовать лексико-грамматические игры и игры на развитие высших психических функций.

Структура индивидуального логопедического занятия:

  1. Проведение пальчиковой и артикуляционной гимнастики.
  2. Постановка и автоматизация определенного звука.
  3. Разбор запланированного лексического материала.
  4. Речевые упражнения, с повышением темпа произношения (от медленного проговаривания к скороговоркам).
  5. Усложнение лексического материала (переход от простого вида речевой деятельности к более сложному).

Используемый логопедом материал, должен способствовать:

  • созданию психологически комфортной атмосферы;
  • обогащению эмоциональной и чувственной сфер ребенка;
  • развитию монологической и диалогической речи;
  • повышению мотивации совершенствовать собственную речь;
  • художественно-эстетической направленности речи;
  • плодотворному сотрудничеству ребенка и логопеда.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 21.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot