Понятие имиджа
Имидж – это совокупность внешних признаков человеческой личности, отражающих ее восприятие окружающими и, придающих ей неповторимую индивидуальность и своеобразие.
Имидж является внешним образом человека. В психологии выделяют следующие виды имиджа:
- Имидж среды, окружающей человека – интерьер его кабинета, устройство дома, модель и цвет автомобиля, одежда;
- Социальный имидж – объекты, которые созданы руками человека, или те, которыми он систематически пользуется: визитные карточки, подарки, цветы, телефонная книга, ежедневник, письма;
- Вербальный имидж – отражение разговорных навыков, манера речевого общения и речевой этикет;
- Кинетический имидж – использование жестов в разговорной речи, мимики и совершения телом определенных движений и манипуляций;
- Габитарный имидж – отражает внешний облик человека: прическа, используемые аксессуары, стиль в одежде;
- Ментальный имидж – отражает совокупность общественных стереотипов, которым следует личность, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей деятельности;
- Фоновый имидж – это, как бы, взгляд со стороны, т.е. мнение о человеке членов общества, которые его окружают и с ним взаимодействуют.
Имидж человека отражает не только устройство человека, его внешние характеристики, но и окружение человека: люди, объекты, процессы, явления.
Помимо обычного имиджа, каждый человек имеет еще и профессиональный имидж, представляющий собой внешний образ человека, являющегося профессионалом в определенной сфере деятельности.
Так, имидж педагога должен отражать его профессиональную принадлежность и демонстрировать наличие у него определенных профессиональных качеств и навыков деятельности.
Составные компоненты имиджа современного педагога
Структура профессионального имиджа педагога включает в себя внешний и внутренний компонент, а также процессуальную деятельность.
Внешний компонент отражает внешние проявления педагога в своей профессиональной деятельности: стиль речи, мимика, жестикуляция, стиль в одежде, манеры поведения, походка, внешний вид.
Внутренний компонент связан с внутренним миром педагога, его идеологией, ценностными ориентирами деятельности, интересами и потребностями. Они выступают, как бы, косвенными компонентами имиджа педагога и опосредованно воздействуют на его профессиональный облик.
Процессуальная деятельность выражает профессионализм педагога, его навыки профессионального общения и взаимодействия. Сюда входит выразительность речи педагога, его эмоциональное богатство и навыки его эффективного практичного применения.
Рисунок 1. Слагаемые имиджа педагога. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Таким образом, имидж современного педагога состоит из следующих компонентов:
Стиль одежды. Педагоги могут использовать в своей одежде классический или романтический стиль. Они подчеркивают деловой характер их профессиональной деятельность, а также женственность (актуально для педагогов женского пола). Стиль одежды формирует в глазах учащихся определенного педагога: классический стиль говорит о требовательности и строгости учителя, его честности и справедливости ориентации на полноценное и всестороннее развитие учащихся. Романтичность в одежде делает педагога доброжелательным и спокойным, учащиеся представляют его, как человека, умеющего пойти на уступки, оказать помощь и поддержку, понять и простить. Стиль одежды должен сочетаться с опрятностью и элегантностью педагога, отражать его серьезность и значимость, вызвать уважение и доверие учащихся.
Рисунок 2. Стиль одежды педагога. Автор24 — интернет-биржа студенческих работМимика. Она служит отражением характера педагога и помогает ему показать учащимся свою значимость и силу. Педагог может одни взглядом заставить класс замолчать, а визуальный контакт при объяснении новой темы способствует лучшему усвоению учебного материала.
Голос. Он является важным компонентом для построения системы взаимодействия с учащимися. Голос должен быть властным и завораживающим, чтобы привлечь учащихся к занятиям и показать свою роль на них.
Культура общения. Она отражает навыки педагога в построении положительных коммуникативных связей с разными возрастными категориями учащихся. Для развития культуры общения необходимо расширять свой словарный запас, работать над интонацией, использовать образную речь, выразительные средства языка, основывать свою речь на нормах речевого этикета. Важно, постоянно знакомиться с новыми литературными жанрами, научными педагогическими публикациями, читать хорошую литературу, общаться с интеллектуально развитыми, интересными людьми, непрерывно саморазвиваться и самосовершенствоваться в профессиональной сфере деятельности.
Арома-имидж. Часто, дети запоминают учителя по запаху, который он источает. Это может быть запах духов, свежести классного помещения, особого запаха классной комнаты. Свежесть - является очень привлекательным и манящим запахом. Его можно создать, посредством использования эфирных масел: апельсин, лимон, лаванда, пихта.
Наличие деловых качеств. Педагог должен обладать профессиональной и социальной компетентностью, быть пунктуальным, контролировать свои эмоциональные проявления, соблюдать вежливость в общении с окружающими людьми, не использовать ненормативную и жаргонную лексику.
Функциональная роль имиджа педагога
Имидж современного педагога связан с выполнением им следующих функций:
- Профессиональная функция – отражает обеспечение качественного и целенаправленного учебно-воспитательного процесса, достижение целей и задач образования.
- Социальная функция – отражает передачу педагогом, посредством его имиджа значимости и силы своей профессии, престижности педагогической деятельности.
- Нравственная функция – отражает развитие личности учащегося путем демонстрации своего личного примера, нравственно ориентированного поведения, наличия ценностных установок, бережного отношения к природе, заботе о близких, уважения к чужому труду и чужому мнению.
- Визуальная функция – отражает положительное восприятия себя другими людьми, за счет выбора правильной одежды, аккуратности и опрятности, ухода за собой.