Сущность игровых методик обучения и их функциональное значение
Игра в педагогике относится к развивающим приемам воспитательной и образовательной работы. Игра применяется в качестве основного средства воспитания на ранних этапах развития ребенка, а также, в качестве средства познания с древних времен. Первоначальное применение игра получила в народной педагогике. На современном этапе развития игровые методы обучения широко применяются в дошкольной педагогике и в образовательных учреждениях внешкольного типа.
Игре присущи такие свойства:
- Противоречивость, связанная с тем, что в процессе игры происходит развитии воображения и фантазии, которые смешиваются с реальностью;
- Неясность и отсутствие конкретности в итогах игры. Итоги игры зависят от действий игроков. Они могут оказать воздействие на игровую ситуацию. Тем самым происходит активизации возможностей игрока;
- Свободность. Игра является добровольным действием, позволяющим развить внутреннюю организованность;
- Дифференцированные функциональные свойства. В игре используются свойства и направления разнообразных видов деятельности и происходит рост возможностей модификации условий личностного развития.
Все эти свойства определяют продуктивность применения игры в учебно-воспитательном процессе и ее значимость для всей педагогической системы.
Игровые технологии представляют собой широкую группу приемов и методов организации педагогического процесса в виде разнородных педагогических игр. Игровые технологии, как и педагогические игры, имеют определенное целевое назначение и характеризуются конкретными педагогическими итогами, имеющими определенное обоснование.
Игровым технологиям присуща учебная и познавательная ориентация. они строятся на основании применения игр, которые базируются на специально разработанных приемах и способах построения игровых ситуаций, являющихся средством мотивации, развития стремления и заинтересованности образовательной деятельностью.
На современном этапе развития общества организация учебного процесса ориентируется на его углубление и максимизацию значимости. Это обуславливает применение игровых технологий в следующих ситуациях:
- Как технологию самостоятельного направления, применяемую для усвоения определенной темы или раздела учебной дисциплины;
- В качестве компонентов более широкой и значимой технологии;
- Как технология построения определенного учебного занятия, либо его какой-то части;
- В качестве технологии внеклассной учебной деятельности: дома, во внешкольных образовательных учреждениях, различных кружках.
В процессе игровой деятельности происходит становление и развитие культуры человечества, которая оказывает такое же воздействие и на формирование игры.
Игровые технологии в педагогическом процессе имеют определенное функциональное значение, занимают конкретное место и выполняют определенные роли. При этом, место и роль игровых педагогических технологий в образовательном процессе обусловлена пониманием педагогов их функционального назначения и знания их классификации.
Игровые технологии выполняют следующие основные функции в педагогическом процессе:
- Социализации – адаптация к общественному устройству и правилам поведения через игровые модели;
- Коммуникативная – формирование и развитие навыков построения коммуникативных связей посредством включения в игровую деятельность;
- Диагностическая – определение отклонений в общественном поведении, развитие собственного самопознания и собственной значимости;
- Терапевтическая – устранение и предотвращения разнообразных трудностей и проблем, возникающих в различных сферах жизнедеятельности, при помощи создания сходной игровой ситуации;
- Коррекционная – внесение определенных поправок в личностное развитие ребенка;
- Развлекательная – игра развивает заинтересованность ребенка в познании и, тем самым доставляет ему удовольствие и радость, что положительно сказывается на развитии эмоциональной сферы;
- Культурного обогащения – помогает усвоить культурное наследие и развивает стремление к обогащению культуры.
Условия результативного использования игровых технологий в педагогике
Чтобы игровые технологии давали положительные результаты в учебно-воспитательном процессе, требуется соблюдать некоторые важные условия:
- Разновидность игры должна находится в соответствии с целевым назначением учебного занятия. Каждый урок имеет конкретные воспитательные и образовательные цели и задачи. Поэтому нужно подбирать технологию игры таким образом, чтобы сохранять их идентичную направленность.
- Игровые технологии отличаются, исходя из возрастных особенностей учащихся. Важно, применять такие игры, которые будут просты, доступны и интересны для конкретной возрастной категории учащихся.
- На учебных занятиях игры должны применяться дозировано. Нельзя строить учебное занятие только на игре. Ребенок должен также осознать необходимость учебной деятельности, которая может протекать не только в игровой форме.
Смысловой фундамент игровых педагогических технологий
Механизмы построения игровой технологии базируются на основных личностных потребностях в самовыражении, развитии самостоятельности, самореализации, самоопределении и самоутверждении. Игры позволяют развить внутренний потенциал личности, помогают в его практическом применении.
Игровые технологии необходимы педагогическому процессу, поскольку они позволяет облегчить процесс социализации, помогая усвоить общественные нормы и правила в непроизвольной форме. Игры развивают свободу личности, которая выплескивается в воображаемой игровой деятельности.
Игровые технологии разрабатываются с учетом возрастных особенностей и потребностей детей. Их содержанием на ранних этапах развития является предметная деятельность, которая постепенно развивается и становится выражением людских взаимоотношением. Затем, игры приобретают новое более полное содержание, отражающее социальные нормы и правила поведения в обществе, отношения между людьми и их особенности.