Игра как ведущий вид деятельности дошкольника
Игра – это тип деятельности, в процессе которой ребенок воспроизводит ряд основных смыслов деятельности людей и усваивает такие формы отношений, которые будут реализовываться и осуществляться им впоследствии.
В игре обязательно присутствует внутренний план действий. Это происходит по следующему плану: играя, ребенок делает акцент на человеческие взаимоотношения. Чтобы их отразить, он должен внутренне проиграть не только целостную систему своих действий, но и целостную систему последствий всех этих действий, а это можно реализовать, только создавая внутренний план действий.
Эльконин говорил, что игра – историческое образование, возникающее только тогда, когда ребенок не может принимать непосредственное участие в системе общественного труда, так как она еще маленький для такой деятельности. Но он стремится к вхождению во взрослую жизнь, поэтому он делает это через игру, немного соприкасаясь с этой жизнью.
Значение игры в развитии и воспитании ребенка
Жуковская рассматривает игру в качестве воспитательного средства. Она считает, что игра – это одна из форм индивидуального и творческого отражения действительности, ее условное преобразование, средство всестороннего развития.
Жуковской Р.И. было разработано несколько теорий и методик развития детей:
- теория и методика речевого развития детей через игровую деятельность;
- развитие воображения;
- формирование интересов детей, волевых черт характера – целеустремленности, самостоятельности, воспитания волевых черт характера у робких и рассеянных детей;
- воспитание коллективизма.
Зворыгина Е.В. обратила особое внимание на роль сюжетной игры в воспитательной деятельности, указывая на то, что ценность этой игры состоит в дальнейшем психическом развитии и всестороннем воспитании ребенка и заключается не только в получении, закреплении и расширении знаний об окружающем, а и в том, что в игровом процессе совершенствуется воображаемая ситуация, предполагающая постепенный переход от предметной игры к играм внутреннего и умственного плана, переход на новый уровень осмысления действительности, который может расширить творческие возможности детей.
Классификация игр дошкольников
Игры отличаются содержанием, характерными особенностями, местом, занимаемым в жизни детей, их воспитании и обучении.
Так, выделено несколько групп игр, направленных на развитие интеллекта и познавательной активности ребенка:
- 1 группа – предметные игры, проявляющиеся манипуляциями с игрушками и предметами. Через такие действия, дети могут познавать форму, цвет, материал и пр.;
- 2 группа – творческие игры, сюжетно-ролевые, в которых сюжет выступает формой интеллектуальной деятельности.
В Программе воспитания и обучения в детском саду приводится следующая классификация игр дошкольников:
- сюжетно-ролевые игры;
- театрализованные;
- подвижные;
- дидактические.
Главный компонент сюжетно-ролевой игры – сюжет, без которого не может быть самой сюжетно-ролевой игры. Игровой сюжет является той сферой действительности, воспроизводимой детьми. На основании этого выделяют следующие сюжетно-ролевые игры:
- с бытовым сюжетом – семья, дочки-матери и пр.;
- с производственными и общественными темами, в которых отражен труд взрослых – школа, магазин и пр.;
- с героико-патриотическим сюжетом, отражающие героические подвиги народа – полет в космос и пр.;
- с сюжетом литературных произведений или передач – Чебурашка и Гена, моряки и пр.
Театрализованные игры предполагают разыгрывание определенного сюжета литературного произведения и отображение посредством выразительных средств – интонационных, мимических, жестовых – конкретных образов.
Среди театрализованных игр отдельно выделяют игру-драматизацию. В играх-драматизациях содержание и роли обуславливаются сюжетом и содержанием определенного литературного произведения или сказки и пр. Все они схожи с сюжетно-ролевыми играми, так как в основе тех и других лежит условное воспроизведение явлений, действий и взаимоотношений между людьми, а также присутствуют элементы творчества. Своеобразие игр-драматизаций заключается в том, что сюжет рассказа или сказки предполагает исполнение детьми определенных ролей, воспроизведение событий в точной последовательности.
Творческие игры – это игры, в которых могут проявляться образы, вмещающие в себя условное превращение окружающих предметов.
К показателям игрового интереса достаточного уровня развития относят:
- длительную заинтересованность ребенка в игре, развитии сюжета и исполнении роли;
- желание ребенка примерить на себя ту или иную роль;
- наличие любимой роли у ребенка;
- нежелание заканчивать игру;
- активное участие ребенка в разных типах работ;
- стремление поделиться со сверстниками и взрослыми своими впечатлениями после окончания игры.
Дидактическая игра – это специально создаваемая или приспособленная для целей обучения игра.
В дидактической игре перед ребенком стоят определенные задачи, для решения которых необходимо сосредоточиться, проявить внимание, умственные усилия, умение осмысливать правила, последовательность действий, преодолевать трудности. Они помогают развивать у дошкольников ощущения и восприятие, формировать представления, усваивать знания. Такие игры позволяют обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решать умственные и практические задачи. В этом заключается их развивающая роль.
Подвижные игры – это сознательная, активная и имеющая эмоциональный окрас деятельность детей, которая характеризуется точным и своевременным выполнением заданий, которые связаны с правилами, обязательными для всех играющих.
Источник подвижных игр с правилами – народные игры, которым характерна яркость замысла, содержательность, простота и занимательность.
Содержание игры определяют движения, входящие в ее структуру. Программа воспитания в ДОУ предполагает подвижные игры, подобранные для каждой возрастной категории детей, в которых развиваются движения всех видов – бег, лазанье, прыжки и пр.
Правила в подвижных играх играют роль организатора – они определяют ход игры, последовательность действий, взаимоотношения между игроками, поведение каждого ребенка. Правила предполагают обязательное подчинение цели и смыслу игры. Детям необходимо уметь пользоваться ими в разных условиях.