Понятие и целевое назначение экономического воспитания дошкольников
Экономическое воспитание – это формирование экономической грамотности подрастающего поколения, проявляющейся в ориентации в социально-экономических отношениях, денежных ценностях, выработке хозяйственного восприятия материальных и иных ценностей окружающего мира.
Данный вид воспитания является составным компонентом воспитательного процесса и, на сегодняшний день, занимает важное место в образовательной программе на разных уровнях и этапах обучения и воспитания подрастающего поколения.
Экономическое просвещение необходимо начинать с детского возраста, потому, экономическое воспитание активно реализуется в воспитательном процессе ДОУ.
Данный вид воспитания тесно связан с другими направлениями воспитательной деятельности. В ходе экономического воспитания происходит не только и не столько хозяйственное просвещение ребенка, его знакомство с экономическими категориями, сколько формируются нравственные ориентиры деятельности, ценностное отношение к разным аспектам социальной действительности, воспитывается трудолюбие, бережное отношение к предметной среде социального мира. Все это положительно сказывается на нравственном, культурном и общем развитие детской личности.
Экономическое воспитание актуально включать в образовательную программу старших дошкольников. Оно нацелено на:
- Раскрытие ребенку сущности предметного мира и его устройства.
- Формирование представлений о совокупности, многообразии отношений, возникающих в социально-экономической среде.
- Знакомство с миром материальных ценностей.
- Выработку форм поведения в социально-экономическом пространстве.
Стоит отметить, что экономическое воспитание ориентировано также на подготовку старшего дошкольника к дальнейшему школьному обучению.
Ребенок старшего дошкольного возраста наделен развитым наглядно-образным мышлением. Это обуславливает использование игры в качестве ведущего метода экономического воспитания.
Исходя из целевого назначения экономического воспитания, можно обозначить круг его задач. К ним относятся:
- Знакомство детей с теорией экономики – основные понятия и категории, их применение в быту, изучение системы рыночных отношений.
- Воспитание основ бережного и уважительного отношения к собственности, ее защите, интересам и потребностям в определенных материальных благах.
- Выработка адекватных потребностей и навыков выставления приоритетных из них.
- Воспитание уважительного отношения к трудовой деятельности и ее разнородным аспектам.
Сюжетно-ролевые игры в экономическом воспитании
Сюжетно-ролевые игры строятся на основе моделирования детьми поведения взрослых, различных жизненных процессов и ситуаций. Именно такие игры помогает погрузить детей в сложный мир экономических отношений и постичь его основные понятия и категории.
Сюжетные игры применяются в воспитательном процессе по следующим направлениям:
- Знакомство с трудовыми отношениями. Здесь актуально использование игр по разным тематикам: аптека, магазин, больница, пожарная служба, скорая помощь, автомастерская и т.д. Данные игры моделируют систему экономических отношений и дают представления о рыночном пространстве. Дети знакомятся с трудовыми отношениями разного рода, трудовыми операциями, учатся их выполнению. Это подводит дошкольников к пониманию товара и товарных отношений, пониманию того, что является результатом человеческого труда и какое применение он находит. Дети знакомятся с понятием «цена» и «стоимость», «деньги», познают разные профессии и их значимость в современном обществе.
- Формирование необходимых бытовых навыков. Такие игры ориентированы на выработку основ бытовой хозяйственной деятельности дошкольников. Дети играют в ателье и магазин, в фермеров и строителей, электриков и сантехников. Они учатся шить и покупать, формировать бюджет и расходовать деньги, узнают откуда берется в доме вода и электричество, как строится дом, как важно поддерживать его в чистоте, беречь от разрушений.
- Знакомство с рекламой. Дети получают представления о рекламе и ее экономической роли. Используются игры по создаю различных рекламных роликов, слоганов, зарисовок.
- Знакомство с системой услуг. Игры ориентированы на получение представлений о сфере услуг. Детям предлагаются игры в парикмахерскую, стоматологию, кафе, мебельную мастерскую, школу, туристическое агентство и т.д. Это учит детей получению необходимых услуг и дает знания о способах удовлетворения своих потребностей. Также, дошкольники знакомятся с многообразием услуг, их отличием, социальной ролью.
Чтобы сюжетно-ролевые игры были продуктивными, требуется соблюдение ряда условий их проведения среди старших дошкольников. К ним относятся:
- Наличие в ДОУ соответствующей предметно-пространственной среды, наполненной необходимыми игровыми атрибутами;
- Комплексный подход к организации игры т.е. игры должны быть ориентированы не только на экономическое развитие дошкольников, но и воспитание нравственных, трудовых, культурных качеств личности в их связи и взаимозависимости с экономическим воспитанием;
- Организация системы взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников. Требуется создание единой направленности воспитательной деятельности между педагогами ДОУ и родителями. Родители должны уделять внимание развитию основ экономических отношений у своих детей.
Таким образом, сюжетно-ролевые игры способствуют формированию у дошкольников представлений о товарно-денежных, экономических отношениях, трудовых операциях, учат использовать данные знания в практической жизнедеятельности ребенка.
Для успешной организации игр экономической направленности создается среда с разнообразным игровым материалом, обеспечивающим возможность моделирования разных экономических ситуаций детьми.