Влияние игры-драматизации на развитие выразительности речи детей старшего дошкольного возраста
Игры-драматизации – это один из особенных видов деятельности детей дошкольного возраста, в котором дети разыгрывают известный им сюжет, при этом осуществляя его спонтанное, но логичное развитие.
Выразительность речи – это совокупность ряда особенностей речи, которые направлены на поддержание интереса и внимания слушателей.
Как показывает практика одним из наиболее эффективных средств общего развития речи, в том числе и выразительности речи, являются игры-драматизации и театрализованные игры. Это связано с тем, что игра для ребенка старшего дошкольного возраста – это ведущий вид деятельности, а театр - один из наиболее доступных, понятных и привлекательных видов искусства. Использование игр-драматизаций в воспитании, обучении развитии детей старшего дошкольного возраста позволяет решить целый комплекс проблем, связанных с нравственным и художественным воспитанием, развитием коммуникативных личностных качеств, фантазии, воображения, инициативности и т.д.
Игры-драматизации позволяют развивать у детей старшего дошкольного возраста не только речь в общем, но и непосредственно её выразительность. В процессе игры, ребенок познает и усваивает все многообразие родной речи. Играя определенную роль, ребенок учится использовать в своей речи различные выразительные средства и интонации, с целью передачи характера своего героя, его поступков и поведения.
Игра-драматизация оказывает положительное влияние на развитие выразительности речи ребенка старшего дошкольного возраста, так как она представляет собой неисчерпаемый источник переживаний, эмоциональных открытий, разнообразных чувств. В результате чего, ребенок стремится выразить собственные эмоции, переживания и чувства от игры.
Таким образом, в играх-драматизациях осуществляется совершенствование монологической и диалогической речи, происходит освоение выразительности речи.
В играх-драматизациях дети старшего дошкольного возраста стремятся познать свои возможности в поиске нового, в перевоплощениях, в изменении знакомого. Все это делает игры-драматизации творческой деятельностью, способствующей развитию выразительности речи.
Методы работы с играми-драматизациями
Основные методы, используемые при организации игр-драматизаций с целью развития выразительности речи старшего дошкольного возраста:
- Метод моделирования ситуаций – это метод, который предполагает совместное создание разнообразных ситуаций и сюжетов-моделей.
- Метод творческой беседы – это метод предусматривающий введение детей в конкретный художественный образ посредством использования определенной тактики ведения диалога или постановки вопроса.
- Метод ассоциаций – это метод, который предоставляет педагогу возможность побудить мышление и воображение детей через ассоциации сравнения, а после на основании возникших ассоциаций создать новые желаемые образы.
Для наиболее успешной и продуктивной работы по развитию выразительности речи у старших дошкольников средствам игр-драматизаций в этих играх используют разнообразные атрибуты.
Особенно детей увлекает, если атрибуты для игр-драматизаций они делают совместно с воспитателем. Например, при организации игр-драматизаций с куклами, можно использовать самодельных тряпичных кукол, которых дети сделали совместно с воспитателем.
Игры-драматизации с использованием тряпичных кукол актуально организовывать с детьми старшего дошкольного возраста. Это объясняется тем, что дети этого возраста уже способны понять суть игры с куклой, выполнять ее задания и олицетворять ее с героем сказки или мультфильма. В основном игры-драматизации с использованием тряпичных кукол используются с целью:
- Установления положительного эмоционального контакта между участниками игры.
- Профилактики дислексии.
- Для формирования внутренней речи ребенка.
- Для общего развития речи детей старшего дошкольного возраста, овладения ими коммуникативных навыков.
- Для развития выразительности речи в процессе знакомства с сюжетом, героями игры, их особенностями характера и поведения.
Таким образом, использование всего многообразия методов и средств организации игр-драматизаций, будет способствовать более успешному развитию выразительности речи детей старшего дошкольного возраста (особенно если педагог подойдет к этому вопросу не стандартно, чем привлечет внимание детей и заинтересует их).
Сопровождение игр-драматизаций
Большое значение в организации игр-драматизаций, направленных на развитие выразительности речи детей старшего дошкольного возраста, имеет устное сопровождение. Правильно поставленные воспитателем вопросы побуждают детей к игре, заставляют думать и анализировать, делать обобщения и вывод. Все это оказывает положительное влияние на умственное развитие детей, которое в свою очередь находится в тесной взаимосвязи с выразительностью речи.
Работа с персонажем, которого представляет ребенок в игре-драматизации, воспитатель должен в первую очередь обсудить с ребенком характеристики и особенности героя, все это ставит его в положение точно передавать образ посредством выразительных монологов и диалогов. Кроме того, такая работа способствует расширению активного словаря речи и совершенствованию ее грамматического строя.
Сопровождая игры-драматизации, воспитатель не только помогает детям лучше «понять» героя, но предлагает детям меняться ролями. Смена ролей способствует тому, что дети учатся чувствовать не только своего героя, которого они выбрали в соответствии с собственными симпатиями, но и других персонажей, с другими качествами, характерами и поведением. Смена героев значительно расширяет речевые возможности детей, оказывает всестороннее влияние на развитие выразительности их речи.