Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Идеи социальной педагогики

Истоки возникновения социальной педагогики и ее развитие за рубежом

Предпосылки возникновения социальной педагогики отмечаются в трудах великих классиков и мыслителей педагогики, начиная со времен древности. Наиболее четко истоки формирования социальной педагогики как науки, можно отследить у следующих философов и ученых.

Древнекитайский философ Конфуций рассматривая вопрос о воспитании «идеального человека», выделял, что за основу необходимо брать согласование поведения человека с потребностями того общества, где он воспитывается и развивается.

Греческий философ Сократ продвигал в своих трудах и речах мысль о том, что главной добродетелью человека являются его знания, в то время как безнравственное поведение явно указывает на их отсутствие. Основа метода воспитания Сократа – это самопознания и самообучения. В процессе обучения детей он использовал метод «вопросов и ответов», тем самым побуждая своих учеников самостоятельно находить новую информацию, получать знания и умения. Большое значение Сократ придавал тому, что фундаментом воспитания является общество, в котором развивается ребенок.

Платон, развивая дальнейшую мысль Сократа о том, что главное в воспитании ребенка – это общество, выдвигает идеи гармоничного развития личности. Именно Платон впервые подает идею по воспитанию детей в специально организованных государственных воспитательных домах и обучению в школах.

Аристотель выдвигает идею о том, что главное в развитии ребенка – это развитие в нем тех способностей, которые были заложены природой.

Демокрит в своих трудах развивал идею природосообразности воспитания, в основе которой лежит труд.

Я.А. Коменский является одним из тех педагогов, которые совершили прорыв в педагогике. Это связано с тем, что средневековая педагогика основана на богословии, и именно труды Коменского отличаются радикальностью взглядов, по отношению ко всему, что было приемлемо ранее. В «Великой дидактике» Я.А. Коменского сформулированы принципы воспитания и обучения, которые являются актуальными и в настоящее время, сформулированы цели нравственного, умственного и религиозного воспитания.

В новое время, вклад в формирование предпосылок становления социальной педагогики внесли такие ученые как:

«Идеи социальной педагогики » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  • Дж. Локк – идеи воспитания человека-джентльмена, умеющего вести дело.
  • К. Гельвеций – выдвинул идею воспитания человека, через формирование у него качеств гражданина, патриота и здравомыслящей личности.
  • Ж.Ж. Руссо – ставил во главе воспитания личность ребенка.

Развитие социальной педагогики за рубежом (с древнейших времен до 17-го века) основано на осмыслении существующей практики воспитания и формировании социально-педагогической мысли. Именно в это время происходит становление воспитания как социального явления, разрабатываются разнообразные теории воспитания. Еще в античные времена впервые высказывается мысль о том, что воспитание по своей природе – это социальное явление, которое необходимо контролировать и направлять с самого рождения, учитывая природу ребенка и влияние окружающей его среды.

Замечание 1

В период возрождения возникает и развивается идея гуманизации процесса воспитания, во главу которой ставится личность ребенка.

Становление социальной педагогики за рубежом, как самостоятельной науки происходит в 17-19 веке. Причинами послужили:

  1. Потребность в решении социально-педагогических проблем
  2. Осуществление сотрудничества с обществом и государством
  3. Тесная взаимосвязь педагогики и социологии
Замечание 2

В 20-м веке социальная педагогика за рубежом окончательно выделилась в отдельную самостоятельную науку.

Основные идеи социальной педагогики в России

Развитие идей социальной педагогики в России связывают с именем Петра 1, который дал начало и поддержку педагогической деятельности, осуществляемой мыслителями, учеными и педагогами того времени.

Впервые процесс воспитания всех детей, вне семьи был организован Л.Н. Толстым, который открыл школу для крестьянских детей в Ясной поляне. В то время воспитанием детей занимались исключительно в рамках семьи, передавая только те знания, умения и навыки, которые, по мнению родителей, были необходимы ребенку в его дальнейшей жизни. Л.Н. Толстой считал, что процесс воспитания и обучения будет более эффективным в том случае, если он осуществляется комплексно, специально обученными людьми (педагогами), и с учетами требования государства и общества. Это была идея, которая кардинально меняла представление о процессе воспитания.

В середине 19 века происходит усиление внимания к проблемам влияния на развитие личности ребенка окружающей среды. Данное внимание обусловлено выходом в свет трудов по воспитанию и развитию детей К.Д. Ушинским и Л.Н. Толстым. К.Д. Ушинский разрабатывает теорию воспитания, которая основана на народности. То есть воспитание ребенка осуществляется посредством народных традиций, с учетом национальных особенностей каждого народа.

Среди отечественных ученых педагогов, внесших вклад в развитие идей социальной педагогики так же можно выделить следующих.

Лесгафт написал работу «Семейное воспитание ребенка и его значение», которое пользуется всемирным признанием до сих пор. В основе данного труда лежит утверждение, что воспитание ребенка это задача не только семьи, но и общества.

В.П. Вахтерев писал о важности создания социальной среды для воспитания ребенка, утверждая, что в детском коллективе свобода ребенка не нарушается.

П.Ф. Каптерев писал о школе, как о среде детского общения, которая положительно влияет на ребенка.

Впервые о социальной педагогике, как о самостоятельной науке заговорили в 1911 году, после того как в Санкт-Петербурге вышел труд Наторпа «Социальная педагогика».

Идеи социальной педагогики В.В. Зеньковского основываются на том, что человека не понять, если не изучишь его окружающую среду.

Замечание 3

Таким образом, идеи социальной педагогики имеют довольно глубокие корни, которые уходят во времена античности. Некоторые идеи ее прародителей являются актуальными и в настоящее время.

Дата последнего обновления статьи: 13.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot