Истоки возникновения социальной педагогики и ее развитие за рубежом
Предпосылки возникновения социальной педагогики отмечаются в трудах великих классиков и мыслителей педагогики, начиная со времен древности. Наиболее четко истоки формирования социальной педагогики как науки, можно отследить у следующих философов и ученых.
Древнекитайский философ Конфуций рассматривая вопрос о воспитании «идеального человека», выделял, что за основу необходимо брать согласование поведения человека с потребностями того общества, где он воспитывается и развивается.
Греческий философ Сократ продвигал в своих трудах и речах мысль о том, что главной добродетелью человека являются его знания, в то время как безнравственное поведение явно указывает на их отсутствие. Основа метода воспитания Сократа – это самопознания и самообучения. В процессе обучения детей он использовал метод «вопросов и ответов», тем самым побуждая своих учеников самостоятельно находить новую информацию, получать знания и умения. Большое значение Сократ придавал тому, что фундаментом воспитания является общество, в котором развивается ребенок.
Платон, развивая дальнейшую мысль Сократа о том, что главное в воспитании ребенка – это общество, выдвигает идеи гармоничного развития личности. Именно Платон впервые подает идею по воспитанию детей в специально организованных государственных воспитательных домах и обучению в школах.
Аристотель выдвигает идею о том, что главное в развитии ребенка – это развитие в нем тех способностей, которые были заложены природой.
Демокрит в своих трудах развивал идею природосообразности воспитания, в основе которой лежит труд.
Я.А. Коменский является одним из тех педагогов, которые совершили прорыв в педагогике. Это связано с тем, что средневековая педагогика основана на богословии, и именно труды Коменского отличаются радикальностью взглядов, по отношению ко всему, что было приемлемо ранее. В «Великой дидактике» Я.А. Коменского сформулированы принципы воспитания и обучения, которые являются актуальными и в настоящее время, сформулированы цели нравственного, умственного и религиозного воспитания.
В новое время, вклад в формирование предпосылок становления социальной педагогики внесли такие ученые как:
- Дж. Локк – идеи воспитания человека-джентльмена, умеющего вести дело.
- К. Гельвеций – выдвинул идею воспитания человека, через формирование у него качеств гражданина, патриота и здравомыслящей личности.
- Ж.Ж. Руссо – ставил во главе воспитания личность ребенка.
Развитие социальной педагогики за рубежом (с древнейших времен до 17-го века) основано на осмыслении существующей практики воспитания и формировании социально-педагогической мысли. Именно в это время происходит становление воспитания как социального явления, разрабатываются разнообразные теории воспитания. Еще в античные времена впервые высказывается мысль о том, что воспитание по своей природе – это социальное явление, которое необходимо контролировать и направлять с самого рождения, учитывая природу ребенка и влияние окружающей его среды.
В период возрождения возникает и развивается идея гуманизации процесса воспитания, во главу которой ставится личность ребенка.
Становление социальной педагогики за рубежом, как самостоятельной науки происходит в 17-19 веке. Причинами послужили:
- Потребность в решении социально-педагогических проблем
- Осуществление сотрудничества с обществом и государством
- Тесная взаимосвязь педагогики и социологии
В 20-м веке социальная педагогика за рубежом окончательно выделилась в отдельную самостоятельную науку.
Основные идеи социальной педагогики в России
Развитие идей социальной педагогики в России связывают с именем Петра 1, который дал начало и поддержку педагогической деятельности, осуществляемой мыслителями, учеными и педагогами того времени.
Впервые процесс воспитания всех детей, вне семьи был организован Л.Н. Толстым, который открыл школу для крестьянских детей в Ясной поляне. В то время воспитанием детей занимались исключительно в рамках семьи, передавая только те знания, умения и навыки, которые, по мнению родителей, были необходимы ребенку в его дальнейшей жизни. Л.Н. Толстой считал, что процесс воспитания и обучения будет более эффективным в том случае, если он осуществляется комплексно, специально обученными людьми (педагогами), и с учетами требования государства и общества. Это была идея, которая кардинально меняла представление о процессе воспитания.
В середине 19 века происходит усиление внимания к проблемам влияния на развитие личности ребенка окружающей среды. Данное внимание обусловлено выходом в свет трудов по воспитанию и развитию детей К.Д. Ушинским и Л.Н. Толстым. К.Д. Ушинский разрабатывает теорию воспитания, которая основана на народности. То есть воспитание ребенка осуществляется посредством народных традиций, с учетом национальных особенностей каждого народа.
Среди отечественных ученых педагогов, внесших вклад в развитие идей социальной педагогики так же можно выделить следующих.
Лесгафт написал работу «Семейное воспитание ребенка и его значение», которое пользуется всемирным признанием до сих пор. В основе данного труда лежит утверждение, что воспитание ребенка это задача не только семьи, но и общества.
В.П. Вахтерев писал о важности создания социальной среды для воспитания ребенка, утверждая, что в детском коллективе свобода ребенка не нарушается.
П.Ф. Каптерев писал о школе, как о среде детского общения, которая положительно влияет на ребенка.
Впервые о социальной педагогике, как о самостоятельной науке заговорили в 1911 году, после того как в Санкт-Петербурге вышел труд Наторпа «Социальная педагогика».
Идеи социальной педагогики В.В. Зеньковского основываются на том, что человека не понять, если не изучишь его окружающую среду.
Таким образом, идеи социальной педагогики имеют довольно глубокие корни, которые уходят во времена античности. Некоторые идеи ее прародителей являются актуальными и в настоящее время.