Что такое гуманизм
Термин гуманизм происходит от латинского слова «humanus» - человечный. Под гуманизмом понимают мировоззрение, в центе которого стоит человеческая личность с правом на свободу, развитие, реализацию своих потребностей.
Главным в гуманизме является принцип равенства, справедливости, равноправия. Идеи о важности человеческой личности давно волновали человеческое общество. Их отголоски мы видим в религиозных течениях, устном народном творчестве разных народов. Но как философское и общественное направление гуманизм полностью сформировался лишь в эпоху Возрождения. Гуманизм коренным образом поменял общественное мировоззрение и культуру того времени.
Следующий скачок идей гуманизма связан с буржуазными революциями 17-18 веков. Общественные деятели того времени говори о естественной природе человека, о равных правах всех людей, их целью было найти пути взаимодействия интересов личности и интересов общества.
Идеи гуманизма продолжают свое развитие в различных сферах человеческой жизни, в частности в педагогике.
Что такое гуманистическая педагогика
Гуманистическая педагогика – это отрасль педагогики, в которой в центре образовательного процесса стоит личность учащегося. В рамках гуманистической педагогики основным ориентиром выступают личностные интересы, потребности и способности учеников.
С точи зрения гуманистической педагогики ученик представляет собой сознательного и активного участника образовательного процесса. Целью гуманистической педагогики выступает развитие свободной, активной личности, которая будет способна на дальнейшее самосовершенствование.
Гуманистическая педагогика впервые сформировалась еще в 14- 16 веках в учениях гуманистов эпохи Возрождения. Они противопоставляли свои гуманистические взгляды и идеи традициям схоластического образования, которые господствовали в эпоху Средневековья.
Идеи гуманизма в зарубежной педагогике
Современная гуманистическая педагогика начала формироваться в конце 19-ого начале 20-ого века. Обществу требовалось «новое воспитание», поэтому была необходима новая образовательная система. В 20 веке образование перестает быть столь консервативным как ранее. Философы, социологи, педагоги начинают ставить вопросы о новых функциях воспитания и обучения.
Зарубежная гуманистическая педагогика развивалась в четырех основных направлениях:
- бихевиоризм
- прагматизм
- неопозитивизм
- неотомизм
Под бихевиоризмом понимают концепцию воспитания, которая основана на новейших достижениях науки о человеке. Бихевиоризм предполагает применение различных методов, которые позволяют изучать интересы, потребности, способности человека. Основателем этого направления считают американского психолога Дж. Уотсона. Основное положение бихевиоризма основано на реакции поведения в зависимости от раздражителя.
Следующее направление в зарубежной гуманистической педагогике - прагматизм – ставило перед собой цель приблизить воспитание к требованиям реальной жизни.
Родоначальником этого направления считают американского философа и педагога Дж. Дьюи, который в свою очередь развивал идеи американских философов Ч. Пирса и У. Джемса. В дальнейшем сам Дж. Дьюи разработал систему инструментализма, которая предполагала, что всевозможные научные теории, гипотезы, являются своего рода инструментами, которые помогают человеку ориентироваться в мире, взаимодействовать с природой и обществом.
Основы прагматизма сводились к следующему:
- школа должна соответствовать современным реалиям, воспитание и образование должны соответствовать жизни
- в процессе воспитания и обучения педагог должен ориентироваться на активность учеников, в задачу педагога так же входит всяческая стимуляция и развитие этой активности
- воспитательные и образовательные цели должны быть реализованы в ходе практической деятельности учащихся
- в основе образовательной программы должны находиться интересы ученика
Другое направление зарубежной гуманистической педагогики носило название неопозитивизм. Это направление осмысливал последствия, которые были вызваны научно-технической революцией. Главными сторонниками этого направления являлись П. Херс, Дж. Вильсон, Р.С. Питерс, А. Харрис и др.
Основные идеи неопозитивизма сводились к тому, что в воспитании должна отсутствовать идеология, необходимо развивать в детях «рациональное мышление», так как именно в нем нуждается общество. В обучение важно делать акцент на развитие интеллектуальных способностей.
И последнее основное направление зарубежной гуманистической педагогики – неотомизм – считало, что наука не в состоянии постичь сущность мира. По мнению представителей этого направления, детей и молодёжь следует воспитывать, руководствуясь религиозными ценностями. В воспитании должно превалировать духовные ценности. Основоположником этого направления считают французского философа Ж. Маритена.
Идеи гуманизма в отечественной педагогике
Идеи гуманизма в отечественной педагоги зародились очень давно. Первые гуманистические идеи содержало в себе «Поучение» Владимира Мономаха.
Позже идеи гуманизма нашли свое место в братских школах Украины и Белоруссии. У школ был свой устав, организация школы носила демократический характер, учителя и глава школы избирались участниками братства.
В 17 веке под влиянием Петра I происходит провыв в образовании и школьная реформа. Образование становится светским, многие педагоги того времени считают, что образование должны были получать не только дети дворян, но и купцов, ремесленников и крестьян.
В 18 веке М. Ю. Ломоносов начинает активно выступать за внедрение идей гуманизма в образование и воспитание детей. В это же время педагогика начинает формироваться в самостоятельную науку. Заслуга в этом принадлежит русскому писателю и общественному деятелю Н. И. Новикову. В своих работах он продолжал идеи Локка и Руссо.
Во второй половине 18 века на развитее гуманистической педагогической науки в России повлиял А. Н. Радищев. Появляются идеи гражданского и патриотического воспитания.
В 19 веке на отечественную педагогику повлияли такие важные общественные деятели как Белинский и Чернышевский. Они придерживались мнения относительно того, что у всех людей должны быть равные возможности получить образование. Белинский считал, что основная задача педагога развить лучшее в ребенке.
В начале 20 ого века начинается подъем идей гуманизма, связанный с революционным движением.
В это время в гуманистической педагогике выделяют три основных направления:
- абстрактное (права ребенка равны правам взрослого, больше теории нежели практики)
- практическое (признавались права ребенка, уважалась личность ребенка, превалировали традиционные системы обучения, инновации не предполагались)
- универсальное
В советский период идеи гуманизма стали главенствующими в педагогике. Основные положения советской гуманистической педагогики включали в себя:
- равенство в получении образования
- бесплатное обучение, стипендии для студентов
- совершенствование знаний, которые дает учебное заведение
- единство обучения и воспитания
- дух интернационализма, дружба народов
Гуманистические идеи советской педагогики продвигали Луначарский, Шацкий, Макаренко, позднее Сухомлинский.
В 80-90-х годах 20 века формируется новое педагогическое мышление. Основные положения этого направления заключаются в следующем:
- человек – наивысшая ценность,
- человек - воплощение порядка, свободы, равенства,
- пропаганда высших духовных ценностей.