Сущность гуманистической педагогики
Гуманистическая педагогика основана на уважении личности учащегося, признании его равноправным участником учебного процесса, всестороннем развитии личности ребенка.
В отличие от традиционного обучения, гуманистическая педагогика представляет учителя как субъекта педагогического процесса, а учащегося в качестве объекта. Взаимоотношения между педагогом и учащимся основаны на сотрудничестве.
Сущность гуманистической педагогики основана на следующих принципах:
- Процесс обучения должен быть естественным и неотчуждаемым процессом для ребенка, направленным на развитие его личности.
- Создание оптимальных условий, направленных на развитие личности ребенка в процессе обучения.
- Использование актуальных методов и средств реализации воспитательно-образовательного процесса.
Особенностями содержание и методики реализации гуманистической педагогики являются следующие направления:
- гуманно-личностный подход к каждому ребенку;
- реализация активного дидактического и развивающего комплекса;
- концепция гуманистического воспитания личности;
- педагогизация окружающей ребенка среды.
Основоположники и сторонники гуманистической педагогики подчеркивают, что воспитание и обучение ребенка должно осуществляться в атмосфере доброжелательности и уважения. Педагог не должен навязывать ребенку свои взгляды, он должен помочь понять и усвоить учебный материал, путем поддержания интереса со стороны ребенка.
Таким образом, сущность гуманистической педагогики заключается в сотрудничестве и продуктивном общении между педагогом и учащимися.
Личность в концепции гуманистической педагогики
Ведущей ценностью гуманистической педагогики признает личность и ее полноценное развитие. В процессе выполнения различного рода действий личность проявляет специфические черты, свойственные только ей. Каждый педагог, во время обучения в первую очередь должен опираться на аксиологические характеристики личности ребенка, развивая положительные стороны и стараясь минимизировать отрицательные.
Спецификой концепции гуманистической педагогики является развитие таких качеств личности как:
- Самость – это внутренний план развития личности, который характеризует ее индивидуальную глубину. Рассматривает период развития личности от простых элементарных моментов, до сложных психологических состояний, которые требуют от личности проявления саморегуляции, самоорганизации и самореализации. Данное качество личности способствует последующему определению ребенка в жизни, выборе «жизненной дороги», профессии, жизненных целей и т.д. Чем глубже и тверже самость у личности, тем больше вероятность, что она добьется больших результатов и высот в своей жизни.
- Социумность. Отражается развитие личности в социуме, процессе приобретения необходимых знаний, умений и навыков поведения и реализации себя как личности в обществе. Каждая личность должна видеть и представлять себя в обществе, понимать свою роль и значимости, развивать необходимые качества для социализации и соответствия общественным потребностям.
У гармонично развитой личности самость и социумность находятся в оптимальном соотношении, характеризуя личность с позиции ее представления собственного «Я» во внешнем социальном мире.
Методы гуманистической педагогики
Основными методами реализации концепции гуманистической педагогики являются следующие установки и приемы:
- Процесс воспитания и обучения основан на взаимном доверии и уважении. Данный метод предполагает такую организацию и реализацию воспитательно-образовательного процесса, при котором между педагогом и ребенком, а также между детьми устанавливаются доверительные взаимоотношения. Все участники воспитательно-образовательного процесса уважительно относятся друг к другу.
- В процессе обучения и воспитания каждой личности прививают чувство ответственности. Метод предполагает воспитание чувства ответственности по отношению к иным членам общества, ответственности за свои поступки и поведение. Каждый ребенок должен понимать, что он несет ответственность не только перед окружающими, но и перед собой. Основой чувства ответственности являются нравственные качества и компетенции личности.
- Основа воспитания гармоничной личности заключается в творческом подходе к процессу обучения и воспитания. Во время воспитательно-образовательного процесса педагог должен стараться избегать навязывания стандартов и шаблонов, внедрять инновационные и творческие подходы.
- Важность воспитания в личности здравомыслия. Педагог, воспитывая личность ребенка должен добиваться от него проявления здравомыслия в своих поступках и поведении. Здравый смысл заключается в способности мыслить и принимать решения, опираясь на свой жизненный опыт.
- Воспитание нравственности, эстетическому восприятию мира, самостоятельному принятию решений. Данный метод гуманистической педагогики основан на нравственном и эстетическом отношении к окружающему миру, действительности. При принятии того или иного решения гармонично развития личность опирается на нравственные концепции, сформированные в процессе гуманистического воспитания.
- Воспитание путем решения различного рода исследовательских и нестандартных задач, основанных на жизненном опыте учащихся. Данный метод предполагает внедрение в воспитательно-образовательный процесс творческих и креативных заданий, которые способствуют расширению практических навыков и жизненного опыта личности.
Общим для данных методов является то, что в процессе воспитания и обучения педагог побуждает ребенка самостоятельно пережить различные чувства и состояния. Важным условием является то, что педагог не должен чувствовать себя «над» ребенком, педагог должен быть на одном уровне с ним.