Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Концепция гуманистической педагогики

Сущность гуманистической педагогики

Гуманистическая педагогика основана на уважении личности учащегося, признании его равноправным участником учебного процесса, всестороннем развитии личности ребенка.

В отличие от традиционного обучения, гуманистическая педагогика представляет учителя как субъекта педагогического процесса, а учащегося в качестве объекта. Взаимоотношения между педагогом и учащимся основаны на сотрудничестве.

Сущность гуманистической педагогики основана на следующих принципах:

  1. Процесс обучения должен быть естественным и неотчуждаемым процессом для ребенка, направленным на развитие его личности.
  2. Создание оптимальных условий, направленных на развитие личности ребенка в процессе обучения.
  3. Использование актуальных методов и средств реализации воспитательно-образовательного процесса.

Особенностями содержание и методики реализации гуманистической педагогики являются следующие направления:

  • гуманно-личностный подход к каждому ребенку;
  • реализация активного дидактического и развивающего комплекса;
  • концепция гуманистического воспитания личности;
  • педагогизация окружающей ребенка среды.

Основоположники и сторонники гуманистической педагогики подчеркивают, что воспитание и обучение ребенка должно осуществляться в атмосфере доброжелательности и уважения. Педагог не должен навязывать ребенку свои взгляды, он должен помочь понять и усвоить учебный материал, путем поддержания интереса со стороны ребенка.

Замечание 1

Таким образом, сущность гуманистической педагогики заключается в сотрудничестве и продуктивном общении между педагогом и учащимися.

Личность в концепции гуманистической педагогики

Ведущей ценностью гуманистической педагогики признает личность и ее полноценное развитие. В процессе выполнения различного рода действий личность проявляет специфические черты, свойственные только ей. Каждый педагог, во время обучения в первую очередь должен опираться на аксиологические характеристики личности ребенка, развивая положительные стороны и стараясь минимизировать отрицательные.

«Концепция гуманистической педагогики» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Спецификой концепции гуманистической педагогики является развитие таких качеств личности как:

  1. Самость – это внутренний план развития личности, который характеризует ее индивидуальную глубину. Рассматривает период развития личности от простых элементарных моментов, до сложных психологических состояний, которые требуют от личности проявления саморегуляции, самоорганизации и самореализации. Данное качество личности способствует последующему определению ребенка в жизни, выборе «жизненной дороги», профессии, жизненных целей и т.д. Чем глубже и тверже самость у личности, тем больше вероятность, что она добьется больших результатов и высот в своей жизни.
  2. Социумность. Отражается развитие личности в социуме, процессе приобретения необходимых знаний, умений и навыков поведения и реализации себя как личности в обществе. Каждая личность должна видеть и представлять себя в обществе, понимать свою роль и значимости, развивать необходимые качества для социализации и соответствия общественным потребностям.
Замечание 2

У гармонично развитой личности самость и социумность находятся в оптимальном соотношении, характеризуя личность с позиции ее представления собственного «Я» во внешнем социальном мире.

Методы гуманистической педагогики

Основными методами реализации концепции гуманистической педагогики являются следующие установки и приемы:

  1. Процесс воспитания и обучения основан на взаимном доверии и уважении. Данный метод предполагает такую организацию и реализацию воспитательно-образовательного процесса, при котором между педагогом и ребенком, а также между детьми устанавливаются доверительные взаимоотношения. Все участники воспитательно-образовательного процесса уважительно относятся друг к другу.
  2. В процессе обучения и воспитания каждой личности прививают чувство ответственности. Метод предполагает воспитание чувства ответственности по отношению к иным членам общества, ответственности за свои поступки и поведение. Каждый ребенок должен понимать, что он несет ответственность не только перед окружающими, но и перед собой. Основой чувства ответственности являются нравственные качества и компетенции личности.
  3. Основа воспитания гармоничной личности заключается в творческом подходе к процессу обучения и воспитания. Во время воспитательно-образовательного процесса педагог должен стараться избегать навязывания стандартов и шаблонов, внедрять инновационные и творческие подходы.
  4. Важность воспитания в личности здравомыслия. Педагог, воспитывая личность ребенка должен добиваться от него проявления здравомыслия в своих поступках и поведении. Здравый смысл заключается в способности мыслить и принимать решения, опираясь на свой жизненный опыт.
  5. Воспитание нравственности, эстетическому восприятию мира, самостоятельному принятию решений. Данный метод гуманистической педагогики основан на нравственном и эстетическом отношении к окружающему миру, действительности. При принятии того или иного решения гармонично развития личность опирается на нравственные концепции, сформированные в процессе гуманистического воспитания.
  6. Воспитание путем решения различного рода исследовательских и нестандартных задач, основанных на жизненном опыте учащихся. Данный метод предполагает внедрение в воспитательно-образовательный процесс творческих и креативных заданий, которые способствуют расширению практических навыков и жизненного опыта личности.
Замечание 3

Общим для данных методов является то, что в процессе воспитания и обучения педагог побуждает ребенка самостоятельно пережить различные чувства и состояния. Важным условием является то, что педагог не должен чувствовать себя «над» ребенком, педагог должен быть на одном уровне с ним.

Дата последнего обновления статьи: 04.12.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot