Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Гендерный подход в педагогике

Цель и направления гендерного подхода

Определение 1

Гендерный подход в педагогике – это подход, применяющий в организации образовательного процесса, основанного на знаниях о гендерных особенностях представителей разных полов.

Реализация гендерного подхода осуществляется в следующих направлениях:

  1. Организация условий для осуществления гендерной социализации детей.
  2. Овладение детьми гендерных моделей поведения, в соответствии с их возрастом.
  3. Использование гендерно-ориентированных технологий воспитания и обучения.

Основной идеей гендерного подхода в педагогике является учет специфики становления и развития личности ребенка в зависимости от его пола. Педагог при организации воспитательно-образовательного процесса должен учитывать гендерные особенности детей, и на основании этого подбирать методы и средства организации учебного процесса, педагогического общения и т.д.

Как показывает современная педагогическая практика, учебные планы и планы учебных предметов имеют характеристики, которые ближе к мужским. В то время как организация педагогического процесса в основном ориентирована на дисциплине, сосредоточенности внимания, усидчивости и т.д., это ближе к женским характеристикам. Все это приводит к негативным последствиям. В то время как гендерный подход направлен на преодоление данных противоречий, способствует максимальному раскрытию потенциала девочек и мальчиков.

Замечание 1

Цель гендерного подхода в педагогике – организация гендерного воспитания и обучения человека, формирование культурной и нравственной личности, способной к самореализации и раскрытию собственных способностей.

Генедерный подход воспринимает ребенка как целостное духовное и телесное существо, имеющее врожденные и приобретенные особенности поведения, закономерности психосексуального развития, в соответствии с полом.

«Гендерный подход в педагогике» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Гендерный подход предусматривает воспитание и развитие ребенка в соответствии с его полом, с целью формирования личности способной к самопознанию, самореализации, самостроительству и развитию собственной неповторимой гендерной индивидуальности.

Основные задачи гендерного подхода

Задачи гендерного подхода в педагогике:

  1. Исследование влияние взаимодействия с педагогами, родителями и сверстниками на специфику становления гендерной идентичности девочек и мальчиков.
  2. Определение и описание возрастной специфики формирования гендерной идентичности.
  3. Обоснование и внедрение гендерного компонента в воспитательно-образовательный процесс, включение его в образовательные программы и стандарты, учебные пособия и учебные занятия.
  4. Исследование гендерных стереотипов в образовании, объяснение природы их возникновения, исторической изменчивости, социальной обусловленности и разработка на их основании эффективных методов воспитания и обучения.
  5. Осуществление анализа учебно-воспитательной среды образовательного учреждения на процесс гендерной идентификации мальчиков и девочек.
  6. Разработка и апробирование эффективных моделей гендерного воспитания.
  7. Исследование гендерных особенностей субъектов воспитательно-образовательного воздействия и составление на их основании педагогических рекомендаций по работе с девочками и мальчиками, направленных на совокупное развитие их гендерной индивидуализации.

Решение данных задач направлено на изменение воспитательно-образовательного процесса, посредством его переориентации на гендерные проблемы детей, возвышение ценностно-смыслового развития гендерного воспитания, осуществление необходимой педагогической поддержки гендерной индивидуальности личности ребенка, проектирование личностно-ориентированной стратегии педагогического процесса.

Измененный таким образом педагогический процесс включает в себя содержание воспитания и обучения, подразумевающее развитие целостной и здоровой индивидуальности девочек и мальчиков, девушек и юношей, через воспитание у них адекватного восприятия собственной гендерной принадлежности.

Методология гендерного подхода

Замечание 2

Методология гендерного подхода включает в себя ориентацию педагогической деятельности на систему взаимосвязанных идей, способов и понятий, направленных на поддержку процессов гендерного самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, предоставление каждому ребенку возможности развить собственную неповторимую индивидуальность.

Фундаментальными положениями гендерного подхода в педагогике являются представления о том, что все общепринятые различия между полами имеют под собой не столько биологическое основание, сколько социальное. Гендерное различие между мальчиками и девочками, их возможностями и профессиональным самоопределением передается из одного института образования в другой. Начиная с самого раннего детства, детям определяют социальные роли, которые присущи мужчине и женщине. В традиционной педагогике гендерные различия строго бинарны, в то время как современная педагогика, опирающаяся на гендерный подход воспитания и обучения детей, допускает анализ гендерных характеристик личности ребенка и развитие педагогических аспектов межполовых отношений. Такая точка зрения позволяет «отойти» от предопределенности женских и мужских характеристик, строго установленных мужских и женских статусов, обязанностей и ролей.

Основными методологическими положениями гендерного подхода в педагогике являются:

  1. Методологическая ориентация педагогической деятельности, направленной на воспитание представителей обоего пола и стимулирование их гендерной индивидуальности.
  2. Обоснование значимости гендерного воспитания как культуросообраной среды, направленной на получение конкретного результата, а именно воспитание нравственной личности ребенка, способной к полноценной самореализации.
Замечание 3

Таким образом, гендерный подход в педагогике характеризуется ориентацией на смягчение различий между полами, поощрением видов деятельности, соответствующих интересам личности, обоснованием нецелесообразности раздельного по полу воспитания и обучения, возможностью отступления от традиционных патриархальных моделей устройства общества и т.д.

Дата последнего обновления статьи: 30.10.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot