Цель и направления гендерного подхода
Гендерный подход в педагогике – это подход, применяющий в организации образовательного процесса, основанного на знаниях о гендерных особенностях представителей разных полов.
Реализация гендерного подхода осуществляется в следующих направлениях:
- Организация условий для осуществления гендерной социализации детей.
- Овладение детьми гендерных моделей поведения, в соответствии с их возрастом.
- Использование гендерно-ориентированных технологий воспитания и обучения.
Основной идеей гендерного подхода в педагогике является учет специфики становления и развития личности ребенка в зависимости от его пола. Педагог при организации воспитательно-образовательного процесса должен учитывать гендерные особенности детей, и на основании этого подбирать методы и средства организации учебного процесса, педагогического общения и т.д.
Как показывает современная педагогическая практика, учебные планы и планы учебных предметов имеют характеристики, которые ближе к мужским. В то время как организация педагогического процесса в основном ориентирована на дисциплине, сосредоточенности внимания, усидчивости и т.д., это ближе к женским характеристикам. Все это приводит к негативным последствиям. В то время как гендерный подход направлен на преодоление данных противоречий, способствует максимальному раскрытию потенциала девочек и мальчиков.
Цель гендерного подхода в педагогике – организация гендерного воспитания и обучения человека, формирование культурной и нравственной личности, способной к самореализации и раскрытию собственных способностей.
Генедерный подход воспринимает ребенка как целостное духовное и телесное существо, имеющее врожденные и приобретенные особенности поведения, закономерности психосексуального развития, в соответствии с полом.
Гендерный подход предусматривает воспитание и развитие ребенка в соответствии с его полом, с целью формирования личности способной к самопознанию, самореализации, самостроительству и развитию собственной неповторимой гендерной индивидуальности.
Основные задачи гендерного подхода
Задачи гендерного подхода в педагогике:
- Исследование влияние взаимодействия с педагогами, родителями и сверстниками на специфику становления гендерной идентичности девочек и мальчиков.
- Определение и описание возрастной специфики формирования гендерной идентичности.
- Обоснование и внедрение гендерного компонента в воспитательно-образовательный процесс, включение его в образовательные программы и стандарты, учебные пособия и учебные занятия.
- Исследование гендерных стереотипов в образовании, объяснение природы их возникновения, исторической изменчивости, социальной обусловленности и разработка на их основании эффективных методов воспитания и обучения.
- Осуществление анализа учебно-воспитательной среды образовательного учреждения на процесс гендерной идентификации мальчиков и девочек.
- Разработка и апробирование эффективных моделей гендерного воспитания.
- Исследование гендерных особенностей субъектов воспитательно-образовательного воздействия и составление на их основании педагогических рекомендаций по работе с девочками и мальчиками, направленных на совокупное развитие их гендерной индивидуализации.
Решение данных задач направлено на изменение воспитательно-образовательного процесса, посредством его переориентации на гендерные проблемы детей, возвышение ценностно-смыслового развития гендерного воспитания, осуществление необходимой педагогической поддержки гендерной индивидуальности личности ребенка, проектирование личностно-ориентированной стратегии педагогического процесса.
Измененный таким образом педагогический процесс включает в себя содержание воспитания и обучения, подразумевающее развитие целостной и здоровой индивидуальности девочек и мальчиков, девушек и юношей, через воспитание у них адекватного восприятия собственной гендерной принадлежности.
Методология гендерного подхода
Методология гендерного подхода включает в себя ориентацию педагогической деятельности на систему взаимосвязанных идей, способов и понятий, направленных на поддержку процессов гендерного самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, предоставление каждому ребенку возможности развить собственную неповторимую индивидуальность.
Фундаментальными положениями гендерного подхода в педагогике являются представления о том, что все общепринятые различия между полами имеют под собой не столько биологическое основание, сколько социальное. Гендерное различие между мальчиками и девочками, их возможностями и профессиональным самоопределением передается из одного института образования в другой. Начиная с самого раннего детства, детям определяют социальные роли, которые присущи мужчине и женщине. В традиционной педагогике гендерные различия строго бинарны, в то время как современная педагогика, опирающаяся на гендерный подход воспитания и обучения детей, допускает анализ гендерных характеристик личности ребенка и развитие педагогических аспектов межполовых отношений. Такая точка зрения позволяет «отойти» от предопределенности женских и мужских характеристик, строго установленных мужских и женских статусов, обязанностей и ролей.
Основными методологическими положениями гендерного подхода в педагогике являются:
- Методологическая ориентация педагогической деятельности, направленной на воспитание представителей обоего пола и стимулирование их гендерной индивидуальности.
- Обоснование значимости гендерного воспитания как культуросообраной среды, направленной на получение конкретного результата, а именно воспитание нравственной личности ребенка, способной к полноценной самореализации.
Таким образом, гендерный подход в педагогике характеризуется ориентацией на смягчение различий между полами, поощрением видов деятельности, соответствующих интересам личности, обоснованием нецелесообразности раздельного по полу воспитания и обучения, возможностью отступления от традиционных патриархальных моделей устройства общества и т.д.