Семья как фактор гендерной социализации
Гендерное воспитание – это развитие навыков полоролевого поведения в общественной среде.
Гендерное воспитание включает в себя следующие компоненты:
- Понятие пола, половой принадлежности и функций полов;
- Нормы поведения представителей конкретного пола в социальной среде;
- Роли мужчины и женщины в определенной культуре;
- Ценности полов.
Формирование каждого из компонентов гендерного воспитания реализуется в условиях семьи. Именно в семье реализуется гендерная социализация индивида т.е. освоение им норм социального поведения и социальных ролей, обусловленных половой принадлежностью.
Поскольку семья выступает фактором гендерной социализации подрастающего поколения, то родители должны развиваться в педагогическом плане. Это означает, что им необходимо выстраивать гармоничные семейные взаимоотношения, уметь решать конфликты, выполнять свои половые роли в семье, демонстрируя детям пример и готовить детей к выполнению этих социальных ролей в будущем.
Основными предпосылками развития у родителей педагогических навыков, в условиях гендерного воспитания, выступают следующие:
- Родители оказывают первостепенное воздействие на формирование психики ребенка и развитие его сексуальных представлений.
- Система семейных взаимоотношений – основной фактор гендерного развития ребенка, формирования у него гендерных представлений.
- Воздействие семьи на развитие ребенка должно быть согласовано с его врожденными показателями мускулинности/феминности.
- Семья выступает фундаментом социального развития ребенка. Она выполняет роль фильтра при его вхождении в гендерную среду и приобщению к гендерной культуре.
Рисунок 1. Возрастные особенности гендерного воспитания. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Эффективное семейное воспитание требует участия в нем обоих родителей. Каждый исполняет свои полоролевые функции в этом процессе.
Девочке необходимо общаться с обоими родителями, чтобы сформировать представление о мужчинах и их поведении и развить навыки ведения домашнего хозяйства.
Мальчику отец нужен для демонстрации личного примера поведения, воспитания мужественных качеств. Мать же, реализует эмоциональное развитие ребенка, дает ему представления о женской красоте и мудрости, любви и ласке.
Проблемы неполной семьи и их влияние на эффективность гендерного воспитания и развития ребенка
Воспитание в неполной семье может быть представлено в одном из следующих типов:
- Один из родителей избегает упоминаний о наличии другого, делая вид, что его попросту не существовало.
- Один из родителей рассказывает ребенку о плохих чертах другого родителя, убеждая ребенка в том, что он ужасный человек, и он виновен в распаде семьи.
- Один из родителей ведет себя адекватно по отношению к другому. Он объясняет ребенку, что семья распалась по серьезным причинам, что виноватых в этом нет, что каждый из его родителей человек, со своими достоинствами и недостатками.
Из всех типов воспитания в неполных семьях, последний вариант является самым оптимальным и эффективным для нормального и полноценного развития ребенка, формирования у него адекватных гендерных представлений. Однако, он встречается не так уж часто в современном обществе.
Воспитание в неполной семье сталкивается с рядом экономических, психоэмоциональных, гендерно-ролевых, педагогических проблем. К основным из них относятся следующие:
- Необходимость выполнения одним из родителей обоих гендерных ролей. Это приводит к тому, что у родителя возникает дефицит временных ресурсов, истощается эмоциональный фон, возникают психические расстройства, а ни одна из возложенных на себя гендерных задач не выполняется полноценно.
- Финансовое обеспечение семьи. Как правило, эта проблема затрагивает семьи матерей-одиночек. Недостаток материального обеспечения становится острой проблемой, которая приобретает специфический психологический окрас. Эта проблема проявляется либо в желании матери выполнить все капризы ребенка и не допустить, чтобы он, хоть в какой-то степени, чувствовал себя обделенным, либо в формировании у ребенка комплексов, посредством ежедневного внушения, что у него нет отца, и они не могут жить, как все другие люди, ограничивая все его желания и потребности. Здесь необходимо создать благоприятную почву для духовного развития ребенка, привития ему простых ценностей и радостей.
- Формирование нормального эмоционального и психологического семейного микроклимата. Необходимо построить с ребенком нормальные взаимоотношения и сформировать верное представление о втором родителе. Особенно важно поддерживать общение ребенка со вторым родителем, чтобы у него сформировались правильные гендерные представления и он, в полной мере, усвоил гендерные роли обоих полов.
- Построение системы воспитания на приоритетном положении ребенка или создание культа самопожертвования. Родитель может создать в сознании ребенка образ себя, как человека, который пожертвовал всем для его воспитания или же, стремиться опекать ребенка во всем, что приводит к развитию гиперопеки над ним и искажению его представлений о половых функциях каждого родителя, о правильном половом поведении, построении семейных взаимоотношений.
- Отсутствие примера гендерного поведения. если в семье отсутствует отец, то у мальчика не сформируется правильное представление и принятие своей мужской сущности. Он может усвоить женскую роль и тип социального поведения. для девочек, отсутствие в семье отца приводит к тому, что она не имеет представление о том, каким образом должен вести себя ее партнер в будущих взаимоотношениях. Все это приводит к развитию неадекватной половой идентификации, заниженной самооценке. Отсутствие в семье матери приводит к тому, что ребенок формируется, как эмоционально неустойчивая личность, с несформированной эмоциональной сферой, агрессивным поведением. Это, также, сказывается на интеллектуальном развитии ребенка.
- Наличие положительного опыта семейной жизни и не подготовленность к построению адекватных семейных взаимоотношений.
Рисунок 2. Материнская семья. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ