Понятие и значение функциональной грамотности
Функциональная грамотность – это способность личности взаимодействовать с обществом, строить в нем свою жизнедеятельность, приспосабливаться к его условиям и нормально функционировать в нем.
Функциональная грамотность является одним из средств формирования социальной адаптации.
Если индивид наделен функциональной грамотностью, то он может строить свои социальные отношения в соответствии с нравственными принципами и моральными нормами поведения, с учетом ожиданий и интересов других людей, уважительного отношения к их взглядам и ценностным ориентациям.
Развитие функциональной грамотности необходимо начинать с младшего школьного возраста. Это позволит упростить процесс социальной адаптации к новым жизненным условиям ребенка и подготовит его к дальнейшей жизнедеятельности, связанной с непрерывным развитием и переходом на его новые ступени.
Рисунок 1. Функциональная грамотность. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Функционально грамотная личность обладает следующими свойствами:
- Навыки самостоятельной деятельности;
- Навыки построения коммуникативных связей;
- Стремление к познанию, саморазвитию и самосовершенствованию;
- Навыки социального взаимодействие;
- Определенные компетенции для жизнедеятельности в социуме;
- Терпение, ответственность, трудолюбие, уважительность, милосердие, сострадание, воля.
Функциональная грамотность проявляется в чтении и письме, естественных науках, математике, экономике, юриспруденции, бытовых взаимоотношениях, вопросах здоровья и взаимодействия с техническими ресурсами.
Основу функциональной грамотности составляет грамотность в чтении и письме.
Формирование функциональной грамотности чтения
Обучение чтению в начальной школе направлено не просто на освоение образовательной программы и развитие навыков чтения. Оно затрагивает функционирование ребенка в современном обществе и его операционную деятельность в бытовом и трудовом направлениях.
Рисунок 2. Формирование функциональной грамотности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Заложение основ функциональной грамотности чтения происходит в начальной школе. Именно на этом этапе развития, дети развивают читательские компетентности и обучаются:
- Правильному чтению;
- Работе с текстами: извлечение из текста важной и необходимой информации, поиск в тексте ответов на конкретные вопросы;
- Самостоятельному выбору литературы для чтения;
- Работе с разнообразными информационными ресурсами;
- Формированию суждений и умозаключений на основе прочитанного текста.
Также в это время происходит развитие потребности в чтении за счет специально организованных уроков чтения и дополнительных внеклассных занятий: литературные вечера, клубы, кружки, мероприятия литературного чтения.
Посредством формирования функциональной грамотности чтения происходит формирование у ребенка знаний и принципов решения разнообразных задач во всех направлениях и сферах деятельности. Ребенок начинает приспосабливаться к условиям непрерывно изменяющейся социальной реальности, взаимодействовать с информационными ресурсами, разрешать конфликты, ориентируется в ценностях и нормах современной действительности.
Функциональная грамотность формируется, прежде всего, за счет развития навыков работы с информацией т.е. умений читать и находить в тексте что-то важное и полезное. Это обуславливает ориентацию начального школьного обучения на работу с литературными текстами: обучение чтению, анализ прочитанного, развитие навыков осознанного восприятия текста и понимания того, что написано.
Необходимо обучить детей именно осознанному восприятию текстовой информации, поскольку, оно лежит в основе личностного развития и саморазвития подрастающего поколения. Если ребенок владеет грамотным чтением, понимает смысл текста и его содержание, то он становится способным к выражению своих мыслей, а значит и сможет свободно общаться, строить социальные контакты.
Формирование грамотности чтения реализуется в несколько стадий:
- Развитие техники чтения. Первоначально необходимо обучить ребенка правильному чтению. Технику чтения требуется довести до автоматизма.
- Работа над текстом. Ребенок обучается осознанному восприятию текстовой информации. После прочтения текста учащийся должен уметь ответить на вопросы по его содержанию. Для этого, применяются разнообразные приемы работы со словарем, которые ориентированы на развитие осознания прочитанной информации. В ходе этой работы, выявляются слова, значение которых требует пояснения педагогом. Педагог выбирает из текста слова – эмоции, слова – чувства, слова- настроения. Это развивает интерес учащихся к тексту. Дети учатся вчитываться в текст и постигать его суть.
- Контроль осознания и осмысления содержания текста каждым учащимся. Проверка производится с помощью выполнения различных упражнений, как правило, в тестовой форме. Они нацелены на проверку верного восприятия содержания текста. В тест включаются вопросы, касающиеся имен героев, сюжетной линии, отдельных терминов и литературных понятий. Необходимо, также, в качестве контрольных заданий использовать такие, которые требуют повторного обращения к тексту. Это позволит закрепить его понимание. Например, необходимо что-то пояснить словами героев текста или сформулировать свое мнение, по конкретной ситуации с ее детализацией из текста. Это позволяет развить чтение в направлении формирования желания не просто прочесть текст, а разобраться в том, что в нем написано, провести анализ текстовой информации, идеи автора текста.
- Подведение итогов проведенного занятия. Здесь, педагог может дать пояснение проделанной работе и освоенным навыкам, еще раз подчеркнуть важность осмысленного чтения.
Формирование функциональной грамотности чтения в младшем школьном возрасте реализуется за счет проведения занятий в игровой форме, организации исследовательской деятельности, чтения сказок, проведения ролевых игр, уроков-путешествий, применения современных информационных ресурсов и технологий.