Работа педагога младших классов сводится не только к обучению и воспитанию учащихся, но и к построению системы взаимодействия с родителями. От этого зависит эффективность развития учебно-воспитательного процесса.
Построение системы взаимодействия педагогического коллектива с родителями обеспечивает создание единой направленности воспитания и обучения в школе и в семье. Это необходимо для достижения целей и задач образования, создания условий для развития личности ребенка.
Организация взаимодействия между школой и семьей возложена на плечи классного руководителя. Он должен способствовать заинтересованности родителей в участии в школьной жизнедеятельности ребенка, предоставить доступную для понимания родителей информацию о политике школы в отношении проведения учебно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие их ребенка.
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс реализуется различными приемами и методами. Сюда может быть включена творческая работа детей и родителей, организация разнообразных праздников и мероприятий.
Организация дней творчества детей и родителей
Одной из новых форм построения системы взаимоотношений между классным руководителем и семьей младшего дошкольника является организация творческих вечеров. Их актуально проводить именно на начальном этапе обучения ребенка в школе. Это позволяет классному руководителю познакомиться с родителями, оформить родительский коллектив, сплотить родителей.
Творческие вечера помогают наиболее лучше сплотить родителей, объединить их на основании интересных тематики вечеров, касающихся их детей.
Творческие вечера проводятся несколько раз в год. Они могут быть проведены при совместном участии детей и родителей, либо только родителей. К основным тематикам вечеров относятся:
- Первый год жизни ребенка. Здесь родители делятся воспоминаниями о рождении и первых месяцах жизни своих детей, их развитии, первых звуках, зубиках, словах и т.д.
- Первые книги ребенка. Родители делятся воспоминаниями о том, какие книги были первыми, которые они читали ребенку и, какой книгой впервые заинтересовался сам ребенок. Книги можно принести на творческий вечер, зачитывать их, вспоминать. Это создает теплую атмосферу и сближает родителей.
- Друзья ребенка. На творческом вечере происходит обсуждение круга общения ребенка. Родители обсуждают качества и способности друзей ребенка, их влияние на развитие ребенка.
- Семейные праздники. Здесь родители могут поделиться особенностями празднования каких-то дат в их семье, спецификой празднования национальных праздников, семейными традициями.
- Наказания и поощрения в нашей семье. Эта тема затрагивает воспоминания родителей о том, какие методы воспитательного воздействия применяются или применялись когда-либо в их семье, какие из них эффективны, а какие не стоит использовать и т.д.
- Обсуждение детских вопросов, на которые родители не могут найти ответы. Некоторые вопросы ребенка повергают родителей в шок. Они оказываются в тупиковой ситуации. Выход из нее можно отыскать при совместном обсуждении таких вопросов, поиске на них ответов.
- Фотографии из мира детства. На этот вечер необходимо принести детские фотографии своего ребенка, можно и свои собственные. Они должны отображать разные периоды развития ребенка, забавные моменты, памятные даты.
- Психологический урок о способах благодарения своего ребенка. На этом вечере, каждый родитель должен усвоить навыки благодарения своего ребенка. Необходимо уметь говорить ему спасибо за то, как он изменил жизнь родителей, сколько любви, счастья и добра он в нее принес.
Фотографии из мира детства являются наиболее интересной и продуктивной тематикой творческого вечера.
Фотографии из мира детства как продуктивный прием построения системы взаимодействия между школой и семьей
Использование детских фотографий является творческим и продуктивным методом взаимодействия. На всех стадиях реализации темы творческого вечера «Фотографии из мира детства» осуществляются поисковые мероприятия, ориентированные на решение практических актуальных задач по обучению, воспитанию и развитию младшего дошкольника.
Эта форма взаимодействия с родителями носит творческий характер. Это обусловлено тем, что организация вечера никогда не проводится по определенному шаблону, не становится догмой. Вечер проводится в оригинальных вариантах, с применением нестандартных подходов к построению бесед с родителями.
Поскольку, построение системы педагогического взаимодействия с родителями ориентировано на просвещение родителей в вопросах обучения, воспитания и развития своего ребенка, то рассмотрение фотографий из мира детства помогает в формировании понимания родителями особенностей становления и развития своего ребенка, а также дают педагогу информацию о детстве ребенка, его развитии, что в итоге позволяет сформировать единую программу воспитания и обучения ребенка. Индивидуальные особенности развития ребенка, тенденции его взросления имеют важное значение для эффективности построения учебно-воспитательного процесса в начальной школе.
Использование фотографий из мира детства ребенка имеет следующее функциональное значение:
- Ознакомление педагогов с особенностями развития ребенка;
- Наглядное представление динамики развития ребенка, его взросления и формирования;
- Психолого-педагогическое просвещение родителей учащегося младших классов об особенностях возрастного развития ребенка на всех этапах его детства;
- Ознакомление родителей с успехами/недостатками ребенка в его развитии, являющимися предпосылками для того или иного уровня его текущего развития, возможностей и способностей;
- Творческая направленность прохождения родительского собрания, способствующая формированию у родителей представлений о необходимости творческого развития ребенка, раскрытия его потенциала.