Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Математические олимпиады: методика проведения

Общие сведения о математических олимпиадах

Определение 1

Математическая олимпиада – это соревнование между школьниками, в котором участники за определенное время должны суметь решить ряд предложенных задач. Решение обычно оформляется в письменном виде. За решение каждого задания жюри выставляет то или иное количество баллов в зависимости от степени его сложности.

На математических олимпиадах используются некоторые человеческие качества, заложенные на генетическом уровне и наиболее ярко проявляющиеся в детском и подростковом возрасте. Например, желание соперничать. Практически все игры содержат соревновательный момент. Дети стремятся соревноваться и соотносить свои возможности и достижения с возможностями и достижениями других ребят. Талантливым детям очень важны моральные стимулы, им необходимо чувствовать интерес к себе, к своим способностям. Характерный для подростка дух состязательности – это стимул к систематическим углубленным занятиям математикой, чтобы максимально реализовать свои способности во время олимпиады. Школьники, которые увлечены олимпиадами, стремятся к получению все более высоких результатов. Это требует большого напряжения и концентрации внимания во время подготовки к олимпиаде, а также на самой олимпиаде, что приводит к стремительному развитию способностей учеников.

Соревновательный дух не разобщает ее участников, а наоборот, олимпиада становится праздником для ее участников, они активно общаются между собой, знакомятся с новыми людьми, принимают участие в культурно-познавательной программе.

Вырабатывающиеся в процессе решения математических олимпиадных задач навыки творческой деятельности в дальнейшем значительно облегчают переход к самостоятельным научным исследованиям. Несмотря на то, что для успеха на олимпиаде необходимо обладать некоторыми специфическими спортивными качествами - психологической устойчивостью, умением выкладываться в ограниченный временной промежуток, бойцовскими качествами, остротой ума, - успехов в математике добиваются именно те, кто часто участвовал в олимпиадах.

Научная значимость олимпиад подчеркивается тем, что подавляющее большинство выдающихся отечественных математиков занимались организацией олимпиад и подготовкой к ним школьников.

Задания, включенные в математические олимпиады, по своей сути являются маленькими научными проблемами, в связи с чем, при их составлении необходимы постоянные новые идеи. Чаще всего носителями этих идей становятся студенты, которые недавно сами успешно принимали участие в олимпиадах. От их участия зависит качество работы олимпиадного жюри. В олимпиадах по математике не может существовать тестовых заданий, которые проверяются по трафарету. Практически любое задание имеет несколько вариантов решения с частичными продвижениями в решении, в связи с чем проверка олимпиадных работ – такое же творчество, как и всегда. По работе проверяющему необходимо восстановить логику рассуждений участника и оценить степень их достоверности и полноты. Наиболее успешно выполнить эту работу могут именно бывшие участники олимпиад.

«Математические олимпиады: методика проведения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Структура математической олимпиады

В соответствии с Положением о Всероссийской олимпиаде школьников, олимпиаду по математике проводят в 4 этапа:

  • первый – школьный – проводят в октябре для учеников 5-11 классов;
  • второй – районный или городской – проводят в ноябре-декабре для учеников 6-11 классов;
  • третий – региональный этап – проводят в январе-феврале для учеников 8-11 классов;
  • четвертый – заключительный этап – проводят в апреле для учеников 9-11 классов.

На каждом этапе в олимпиаде могут участвовать и ученики младших классов, если они успешно прошли отбор на предыдущих этапах.

Первый этап олимпиады – школьные – проводят в общеобразовательном учреждении. Участвовать может каждый желающий ученик.

Всю организацию и методическую работу по его проведению обеспечивает педагогический коллектив школ. Курирует первый этап городской (муниципальный) орган управления образованием.

Сроки и условия проведения олимпиады определяются самим образовательным учреждением.

Районные или городские олимпиады – второй этап, или муниципальный, который проводят городские или районные органы управления образования в соответствии с заданиями, разработанными муниципальными предметными комиссиями. В отдельных областях второй этап олимпиады проводят в соответствии с едиными заданиями, подготовленными методической комиссией субъекта РФ.

Чтобы организовать и провести второй этап олимпиады, муниципальный орган управления образованием создается оргкомитетом, предметными комиссиями и жюри, в состав которых включают вместе с представителями образовательных и научных учреждений, органы управления образования, могут входить и члены Оргкомитета и жюри третьего этапа.

Место, сроки и условия проведения олимпиады определяет муниципальный орган управления образованием.

Участники второго этапа олимпиады – победители и призеры первого этапа, а также победители и призеры второго этапа олимпиады предыдущих лет. По решению муниципальных органов управления образованием, второй этап носит открытый характер.

Региональные, областные, республиканские олимпиады – третий этап олимпиад, который проводит государственный орган управления образования субъекта РФ одновременно во всех субъектах РФ, в сроки, которые определило Министерство образования и науки РФ.

Третий этап олимпиады проводят обычно в два этапа, в соответствии с методическими рекомендациями, которые разработала Центральная предметная Методическая комиссия по математике.

Место и условия проведения третьего этапа определяет государственный орган управления образования субъекта РФ самостоятельно.

Участники третьего этапа олимпиады – победители и призеры второго этапа и третьего этапа предыдущего года. Третий этап олимпиады может быть открытого характера, если так решат органы управления образованием.

Четвертый этап олимпиады – заключительный – проводят государственные органы управления образованием субъектов РФ в апреле, в сроки, которые определяет Министерство образования и науки РФ по предложению Методической комиссии по математике.

Четвертый этап включает задания, которые разработала Центральная предметная комиссия олимпиады.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 28.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot