Методическая работа – это вид поисковой образовательной деятельности, основанный на разработке оптимальных форм и методов ее реализации, выбора направлений деятельности и проектирования новых технологий, применяемых на разных этапах обучения.
Методическая работа ориентирована на повышение качества образовательной деятельности. Она стимулирует профессиональный рост и развитие педагогического состава и ориентирует учебное заведение на выполнение социального заказа.
Основной целью методической работы воспитателя дошкольной образовательной организации является раскрытие его профессионального потенциала и развитие профессионального мастерства. Она реализуется в разных формах и видах.
Содержание методической работы воспитателя
Методическая работа воспитателя носит системный характер. Выполняется методическая работа старшим воспитателем ДОУ. Она реализуется в связи и зависимости следующих направлений:
- Методическая работа в отношении конкретного воспитателя. Она ориентирована на решение его профессиональных проблем и повышение уровня его мастерства. Ее целевым назначением является расширение знаний педагога, формирование у него мотивов творческой деятельности и развитие педагогической техники исполнительского искусства.
- Методическая работа в отношении всего педагогического коллектива. Она ориентирована на продуктивную организацию учебно-воспитательной работы, устранение проблем и противоречий в работе педагогов, распространение передового педагогического опыта деятельности. Педагогический коллектив приобщается к исследовательской, экспериментальной деятельности, проектируя новые методы и технологии реализации образовательного процесса ДОУ.
- Методическая работа по отношению к реализации непрерывного образования. Она связана с работой по мотивации педагогов к самообразованию и самореализации, организацией повышения квалификации педагогического состава и реализацией разных форм методической деятельности в ДОУ.
Организация старшим воспитателем методической работы сводится к:
- Подготовке и проведению педагогических советов.
- Проведении с воспитателями индивидуальных и групповых консультаций, семинаров, бесед и встреч.
- Организации проектной деятельности педагогов.
- Организации материально-технического снабжения методического кабинета и методической работы ДОУ.
- Составлению перечня методической литературы ДОУ.
- Организации методической работы отдельных воспитателей ДОУ.
- Организации научно-исследовательской и экспериментальной деятельности педагогов ДОУ.
- Оформлению педагогической документации.
- Обобщению передового педагогического опыта по разным направлениям учебно-воспитательной деятельности ДОУ.
- Написанию практических рекомендаций реализации учебно-воспитательной работы ДОУ на конкретный временной период (учебный год, полугодие).
- Определению направлений методической работы на определенный временной период.
- Контролю выполнения планов работы воспитателями.
- Проведению диагностирования уровня развития воспитанниками и усвоения ими образовательной программы.
Индивидуальные формы методической работы воспитателя
Данные формы ориентированы на развитие конкретного педагога и решение его профессиональных проблем и затруднений.
Индивидуальными формами методической работы воспитателя являются:
- Самообразование. Эта работа должна носить не временный характер, а постоянный или, хотя бы, периодический. Оно позволяет воспитателю повысить уровень своего развития, совершенствовать знания и навыки деятельности, использовать передовой педагогический опыт в учебно-воспитательной работе. В процессе самообразования педагог учится самостоятельно планировать и реализовывать свою деятельность, оперировать разными информационными источниками.
- Индивидуальные консультации. Они осуществляются на основании проведения консультирования методистом ДОУ конкретного педагога по тем или иным аспектам педагогической деятельности. Как правило, затрагиваются проблемные моменты работы педагога и ищутся пути преодоления трудностей и перевода профессиональной деятельности воспитателя на новый уровень.
- Взаимопосещения. Они реализуются посредством посещения воспитателями занятий друг друга. Это способствует перениманию опыта деятельности, выявлению ошибок в работе и коррекции грубых нарушений в реализации учебно-воспитательной деятельности ДОУ.
- Стажировки. Они организуются руководством ДОУ для повышения профессионального мастерства и квалификации воспитателя, а также, могут быть инициативой самого воспитателя. Стажировка связана с выполнением педагогом деятельности нового вида, в иных условиях, с применением новых методов и форм работы. Педагог пробует себя в новой роли, совершенствуя свои навыки деятельности.
- Творческая деятельность. Она связана с участием воспитателя в конференциях, проведении научного исследования, затрагивающего освещение конкретной педагогической темы.
- Наставничество. Оно реализуется на этапе начальной работы воспитателя в ДОУ и позволяет ему познать ее азы, особенности реализации педагогического процесса в конкретной дошкольной организации, применяемые технологии деятельности и т.д. Роль наставника выполняет педагог, имеющий стаж и опты педагогической работы, ориентирующийся в требованиях законодательства к образовательной деятельности и уставе дошкольной образовательной организации.
Педагогические условия развития методической компетентности воспитателя
Методическая компетентность – это характеристика личности педагога и его профессиональной деятельности, отражающая результативность итогов его работы, использование оптимального сочетания знаний, методов и форм работы в реализации учебно-воспитательной деятельности, ориентированной на достижение целей и задач образования.
Для развития методической компетентности воспитателя требуется соблюдение следующих условий реализации его профессиональной деятельности:
- Ценностное отношение педагога к своей работе;
- Творческая направленность работы воспитателя и стремление к реализации творческого взаимодействия с воспитанниками, другими педагогами и методической службой ДОУ;
- Методическое сопровождение деятельности воспитателя;
- Самоанализ и самоконтроль работы воспитателя на всех этапах его профессиональной деятельности.