Сущность универсальных учебных действий
Универсальные учебные действия (УУД) – это умение учиться, то есть способность субъекта саморазвиваться и самосовершенствоваться через сознательное и активное усвоение нового социального опыта.
В более узком смысле, данный термин может быть определен в качестве совокупности способов действия учащихся, а также связанных с ними навыков учебной работы, которые обеспечивают самостоятельное усвоение новых знаний и формируют умения, в том числе по организации этого процесса.
Способность учеников к самостоятельному успешному усвоению новых знаний, формированию умений и компетентностей, в том числе к самостоятельной организации данного процесса, то есть умение учиться обеспечено тем, что универсальные учебные действия в качестве обобщенных действий открывают ученикам возможность широкого ориентирования как в разнообразных предметных областях, так и в построении непосредственной учебной деятельности, состоящей из осознания ее целевой направленности, а также ценностно-смысловой и операциональной характеристики.
Иными словами, достигнуть умение учиться можно только посредством полноценного освоения учениками каждого компонента учебной деятельности, в том числе:
- познавательных и учебных мотивов;
- учебной цели;
- учебной задачи;
- учебных действий операции – ориентировки, преобразования материала, контроля и оценки.
Умение учиться является существенным фактором повышения эффективности освоения учениками предметных знаний, формирование умений и компетентностей, образа целостного мира и ценностно-смысловые основания личностного морального выбора.
Функции универсальных учебных действий
К основным функциям универсальных учебных действий относят:
- обеспечить возможности учеников к самостоятельному осуществлению учебной деятельности, постановке учебных целей, поиску и использованию необходимых средств и способов их достижения, контролю и оцениванию процесса и результатов деятельности;
- создавать условия для гармоничного развития личности и ее самореализации на основании готовности непрерывно учиться, обеспечить успешное усвоение знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в рамках любой предметной области.
Универсальность учебных действий проявляется еще и в том, что им характерен надпредметных и метапредметный характер, обеспечивающий целостность общекультурного, личностного и познавательного развития, а также личностного саморазвития. УУД помогают обеспечивать преемственность между всеми ступенями образовательного процесса, являются основой организации и регуляции любых типов деятельности учащихся, вне зависимости от ее специально-предметного содержания. Универсальными учебными действиями обеспечиваются все этапы усвоения содержания учебного материала и формирования психологических способностей учеников.
Виды универсальных учебных действий
В составе основных типов универсальных учебных действий, которые соответствуют основным целям общего образования, принято выделять четыре блока:
- личностные УУД;
- регулятивные УУД, включающие также действия по саморегуляции;
- познавательные УУД;
- коммуникативные УУД.
Формирование личностных универсальных учебных действий
Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся, включающую знание моральных норм, умение соотнести поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделять нравственные аспекты поведения, а также ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях. Относительно учебной деятельности необходимо выделять три типа личностных взаимодействий:
- личностное, профессиональное и жизненное самоопределение;
- смыслообразование – установление учениками связей между целью учебной деятельности и ее мотивами, между результатом учения и тем, что побуждает к осуществлению деятельности, ради чего она осуществляется. Ученику необходимо задавать самому себе вопрос: какое значение и какой смысл имеет для него учение, а также уметь дать на него полноценный ответ;
- нравственно-этическая ориентация, включая и оценивание усваиваемого содержания, основываясь на социальных и личностных ценностях, обеспечивая личностный моральный выбор.
В младших классах у учеников начальной школы необходимо формировать личностные универсальные учебные действия, которые включают в себя три основных блока:
- самоопределение – предполагающее сформированность внутренней позиции школьника, то есть принятие и освоение новой социальной роли ученика, становление основ гражданской личностной идентичности в виде чувства гордости за собственную страну, народ и историю, а также осознание собственной этнической принадлежности; развитие у детей самоуважения и способности адекватно оценивать себя и собственных достижений, выделять сильные и слабые стороны собственной личности;
- смыслообразование – предполагает поиск и установление личностных смыслов, то есть значения для себя. Обучение основывается на устойчивой системе учебно-познавательных и социальных мотивов, понимании границ того, что ребенок знание и того, что не знает, а также стремлении к преодолению этого разрыва;
- морально-этическая ориентация – предполагает знание основных моральных норм и ориентацию на выполнение норм, основанную на понимании их социальной необходимости, способность к моральной децентрации, то есть к учету позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы в ситуации ее разрешения; а также развитие этических чувств, таких как стыд, вина, совесть, в качестве регуляторов морального поведения.