Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование умения обобщать у младших школьников при изучении математики

Суть обобщения как мыслительной операции

Определение 1

Обобщение – это одна из наиболее значимых характеристик познавательных процессов, которая состоит в выделении и фиксации достаточно устойчивых, инвариантных свойств предметов и отношений между ними.

Шардаковым М.Н. была предложена классификация разных типов обобщающей мыслительной деятельности учащихся, которая развивается у них в процессе учения. Им было рассмотрено три типа обобщений:

  • обобщаются существенные и общие свойства единичных предметов и получение посредством этого предметных понятий;
  • обобщаются существенные и общие связи и отношения между отдельными предметами и явлениями, и получение таким образом понятий отношений;
  • особый тип обобщения – обобщение учебного материала.

Обобщение тесно связано с другими мыслительными операциями. Любой процесс обобщения включает в себя абстракцию, так как если не вычленить нужные признаки, невозможно будет объединить предметы.

Каждый предмет обладает существенными и несущественными признаками и свойствами.

Определение 2

Существенные признаки – это постоянные, устойчивые признаки, которые сохраняются у рассматриваемой группы предметов при вариации несущественных.

Существенные признаки помогают отличить предмет от других предметов, сходных с ним, но не точно совпадающих с рассматриваемым предметом.

Особенности развития способности обобщения у младших школьников

Процесс обобщения происходит в три стадии:

  • рассмотреть отдельные качества, или свойства разных предметов, определить их отличия друг от друга;
  • отобрать качества, общие для всех предметов;
  • сформулировать понятие в формате перечня общих качеств тех предметов, которые входят в объем соответствующего понятия, или правила.
«Формирование умения обобщать у младших школьников при изучении математики» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Основными условиями формирования обобщений выступают:

  • для самостоятельной выработки понятия необходимо, чтобы ученики анализировали и сравнивали между собой достаточно большой объем одинаковых и сходных предметов, специальной отобранных с этой целью;
  • набор исходных материалов должен быть многообразен, содержать разные варианты сочетания схожих качеств и сопутствующих признаков;
  • изменение несущественных признаков понятий, свойств и фактов, учитывая постоянство существенных признаков.

Такое понимание процесса обобщения дает возможным намечать соотношение восприятия, представления и понятия. Исходный материал для каждой ступени обобщения – единичные, чувственно воспринимаемые предметы и явления окружающего мира.

Иными словами, во время формирования процесса обобщения необходимо, чтобы ученики умели четко различать основное и второстепенное, существенное и внешнюю форму его проявления, действительно общие элементы от случайных и отделимых.

Мыслительная деятельности у младших школьников протекает на наглядном, конкретном материале, а формирование правильных обобщений происходит при учете ряда условий:

  • необходимо анализировать и сравнивать материал, при этом он должен быть многообразен, содержать разные варианты неожиданных и непривычных сочетаний сходных качеств и сопутствующих признаков;
  • анализировать и сравнивать достаточно большое количество схожих предметов;
  • варьировать несущественные признаки, учитывая постоянство существенных;
  • зная общее, необходимо уметь увидеть его в отдельном конкретном случае, с которым нужно иметь дело в данный момент.

Также внимание следует уделять проблеме переноса и переносу приемов обобщения от частного к общему и наоборот.

Процесс формирования умения обобщать на уроках математики в начальной школе

Определение 3

Обобщение в математике – это мысленное выделение общих и существенных признаков математических объектов и объединение на этом основании их в пределах заданной области.

Нельзя забывать, что обобщения могут быть достаточно широкими. Например, правило прибавления числа к сумме – обобщение. Овладение этим действие является одной из учебных задач в 1 классе. В 3 классе ученики узнают, что при сложении любые 2 или несколько слагаемых могут быть заменены их суммой. Это тоже является обобщением, но оно более широко охватывает правило, которое было изучено ранее.

В обучении математике процессы обобщения могут по-разному организовываться, что может воздействовать на выбор методики обучения.

Артемовым А.К. было предложено 4 типа организации процесса обобщения:

  • обобщенные знания в качестве способов действий сообщают ученикам в готовом виде;
  • обобщенные знания проявляются в качестве логического вывода из ранее установленных обобщений. В данном случае процесс обобщения рассматривается как рассуждения, приводящие к общему выводу;
  • обобщение представляется через сравнение одного или более объектов по существенным признакам;
  • обобщение характеризуется тем, что благодаря анализу одного математического объекта могут быть выявлены существенные его особенности, в которых отражены общие признаки всех объектов из данной области.

Учебная задача заключается в том, чтобы вскрыть в рассматриваемом объекте существенное общее. Достигается это посредством анализа данного объекта.

При этом необходимо учитывать ряд трудностей при организации этого процесса.

В первую очередь, это связывают с конкретным мышлением младших школьников. Ученики в своем мышлении оперируют в основном представлениями предметов и явлений действительности. Их мышление протекает на наглядном, конкретном материале, в связи с чем детям тяжело отвлечься от конкретных предметов и явлений.

Можно сделать вывод, что, чтобы сформировать правильное обобщение на уроках математики и предотвратить ошибки учащихся, следует уделить внимание определенным факторам:

  • учесть особенности процесса и определенные трудности организации данного процесса при обучении математики;
  • учесть особое воздействие варьирования несущественных признаков;
  • при анализе математических объектов крайне важно выделить совокупность существенных признаков, из которых состоит основа изучаемого математического объекта.
Дата последнего обновления статьи: 26.05.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot