Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Коррекция нарушений ориентировки в пространстве детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

Особенности ориентировки в пространстве у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

Определение 1

Ориентировка в пространстве – это ориентировка, которая осуществляется на основании непосредственного восприятия окружающего пространства и словесного обозначения его категорий (удаленность, местоположение, расстояние между предметами и т.д.).

Пространственная ориентировка включает в себя оценку размеров и формы предметов, их расположение относительно друг друга и относительно ориентирующегося.

Замечание 1

Дети младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта имеют своеобразное пространственное восприятие и представление об окружающих их предметах. Именно поэтому крайне важно своевременно организовать целенаправленную коррекционную работу по исправлению и минимизации нарушений ориентировки в пространстве.

Специфика ориентировки в пространстве у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта обусловлена комплексом взаимосвязанных органических нарушений, включая овладение действиями восприятия и приобретение опыта практического преобразования пространства, а также словесного отображения окружающего пространства.

Нарушения ориентировки в социальном и предметном пространстве негативно сказывается на личностном и когнитивном развитии ребенка, препятствует успешной социализации ребенка в обществе.

В настоящее время доказано, что успешность обучения детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта, во многом зависит от уровня сформированности ориентировки в пространстве.

Нарушения ориентировки в пространстве затрудняют овладение письмом и чтением, усвоение математических знаний и представлений. Дети испытывают сложности со сравнением предметов, овладением лексикой, определением предметов по форме и величине, не способны правильно определять характерные признаки предметов, зачастую употребляемые ими слова не соответствуют предметному содержанию.

«Коррекция нарушений ориентировки в пространстве детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Таким образом, значимость коррекционной работы по исправлению и снижению нарушений ориентировки в пространстве у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта неоспорима. Ее значимость состоит в том, что развитие пространственной ориентировки оказывает влияние на успешность обучения и социализации детей.

Содержание коррекционной работы

Коррекционная работа по формированию ориентировки в пространстве у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта, осуществляется в соответствии с логико-временной последовательностью и включает в себя выработку следующих навыков и умений:

  1. Уметь указывать руками заданные направления (назад, вперед, влево, вправо, вверх, вниз и т.д.).
  2. Самостоятельно уметь определять положение предмета относительно себя, отвечать словесно на вопрос где расположен (находится) указанный предмет.
  3. Двигаться к указанному предмету, предварительно самостоятельно определив его расположение относительно себя и относительно других предметов.
  4. Двигаться самостоятельно в указном направлении.
  5. Обобщать информацию и учебные материалы предыдущих занятий.
  6. Определять расстояние от себя и до предмета, между предметами (близко-далеко, далеко - очень далеко, близко – очень близко и т.д.).
  7. Сравнение предметов по длине между собой
  8. Определение расстояния относительно себя.
  9. Определение взаимного расположения предметов, геометрических фигур относительно друг друга в пространстве и на листе бумаги.
  10. Умение ориентироваться на листе бумаги и располагать предметы и геометрические фигуры в соответствии с указаниями (вверху, внизу, в верхнем или нижнем углу листа и т.д.).
  11. Расположение предметов и геометрических фигур на листе бумаги по памяти (зрительные диктанты).
  12. Отношение порядка последовательности расположения предметов или фигур в перечне (первый, крайний, последний, следующий, за и т.д.).

Основными дидактическими материалами, используемыми в коррекционной работе, на разных этапах обучения выступают не только учебные предметы (флажки, фигуры, мячи, шары и т.д.), но и предметы повседневного бытового обихода.

Ввиду того, что ориентировка в пространстве имеет связующую роль в пространственном анализе и синтезе, в рамках коррекционной работы следует большое внимание уделять налаживанию связей на первом уровне сигнальной системы. С этой целью используются упражнения и задания, направленные на обогащение двигательного опыта ребенка, формирование целостного представления о собственном теле и его частях, собственной позиции в окружающем пространстве и относительно находящихся в нем предметов.

Замечание 2

Вся коррекционная работа осуществляется с позиции деятельностного подхода к развитию психики ребенка младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта. То есть ребенка не заставляют что-то делать через силу, всего его действия должны быть самостоятельны и осознаны.

Принципы коррекционной работы

Коррекционная работа нарушений пространственной ориентировки у детей младшего школьного возраста с различными типами интеллектуальных нарушений осуществляется с опорой на ряд принципов:

  1. Обучение должно быть интересно и привлекательно для детей, с этой целью используются разнообразные методы и формы работы, а также приемы стимулирования детской деятельности.
  2. Ребенок должен быть включен в процесс, посредством использования различной практической и предметно-двигательной деятельности.
  3. Весь образовательный коррекционный процесс должен сопровождаться различными видами наглядностей. В наглядностях необходимо придерживаться лаконичности и точности.
  4. При использовании наглядного материала, его показ следует сопровождать подробным словесным описанием, а также показом жестов, чтобы дети лучше понимали изучаемые действия.
  5. Ввиду того, что у младших школьников с нарушением интеллекта отмечается сниженная работоспособность, следует периодически делать перерывы (динамичные паузы или физкультминутки), а также переключать внимание с учебной деятельности на иную.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 15.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot