Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование умений в педагогике

Понятие умений в педагогике

В процессе обучения учащиеся овладевают рядом научных и бытовых знаний. Задача педагога заключается в том, чтобы не просто передать детям знания, но и научить использовать их в практической деятельности и повседневной жизни. Обучение применению знаний на практике является процессом овладения умениями.

Определение 1

Умения – это ряд определенных действий, которые выполняются каким-либо способом и с конкретным качеством.

Большинство ученых в области педагогики и психологии считают, что умения по своей сущности – это более высокая категория, чем навыки.

Обусловлено такое мнение тем, что навык – это доведенное до автоматизма действие, выполнение которого не требует от исполнителя каких-либо умственных затрат, так как действие по сути осуществляется «автоматически». К навыкам относятся элементарные действия (чтение, письмо, счет и т.д.). В то время как умения требует от исполнителя определенных умственных затрат, интеллектуального напряжения.

Кроме того, некоторые исследователи понимают под умениями возможности выполнения на профессиональном уровне какой-либо деятельности, отмечая при этом, что умения формируются на базе нескольких навыков.

В отличие от теоретиков, педагоги-практики, напротив, считают, что умения – это предшествующая навыкам ступень. Ребенок, только овладев умением, может формировать у себя конкретные навыки. То есть, в данном случае навыки являются более совершенной стадией овладения действиями.

Замечание 1

Таким образом, умение – это готовность человека выполнять определенные действия эффективно и успешно, на основании полученных ранее знаний.

Педагогическая характеристика процесса формирования умений

Определение 2

Формирование умений в педагогике – это процесс закрепления и углубления полученных знаний.

«Формирование умений в педагогике» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Формирование умений осуществляется на основании усвоенных понятий о предмете (объекте или явлении), посредством выполнения разнообразных упражнений, задач и заданий.

Формирование умений во многом зависит от тех условий, которые созданы для обучения, организации процесса выполнения тренировочных задач и упражнений, индивидуальных особенностей (возможностей) ребенка. Индивидуальные возможности ребенка играют ведущую роль в усвоении знаний и последующем формировании умений. К индивидуальным особенностям относятся:

  • тип нервной системы
  • имеющийся опыт (практический, жизненный)
  • уровень теоретических знаний
  • наклонности и способности
  • осознание учащимся цели и задач обучения
  • уровень понимания содержания обучения и способов овладения умениями

Основа получения умений заключается в выполнении мыслительной деятельности, в процессе решения различных задач и упражнений, разрешения проблемных ситуаций. В результате мыслительной деятельности происходит преобразование объекта, выделение его новых свойств и сторон, закрепление основных понятий.

Осуществление мыслительного процесса происходит с помощью выполнения ряда операций, таких как синтез, анализ, абстрагирование, обобщение. Все операции осуществляются вплоть до момента нахождения той стороны объекта, которая наиболее существенна для решения поставленной задачи. При этом, каждый этап открывает перед ребенком все новые и новые стороны объекта, заставляет его мышление двигаться вперед, предопределяет следующий шаг в решении. Таким образом, новые стороны объекта находят отражение в новых понятиях, а мышление протекает в виде многократной переформулировки решаемой задачи.

Каждая последующая переформулировка задачи – это результат анализа и синтеза данных, которые были получены на предыдущем этапе, выраженный в понятиях, являющихся отражением существенных свойств объекта.

Замечание 2

Таким образом, новые формулировки и получаемые сведения об объекте являются движущей силой мышления. Благодаря синтезу и анализу, в процесс мышления включаются новые понятия и свойства, которые фиксируются, тем самым осуществляется процесс формирования умений.

Пути формирования умений

Ведущий путь формирования умений – это приучение видеть в объекте разные стороны, применять к нему различные понятия, формулируя в них разнообразное отношение к данному объекту.

То есть необходимо обучать детей осуществлять преобразование объекта через его анализ и синтез. Выбор преобразования по отношению к конкретному объекту зависит от поставленной педагогической задачи. Схема преобразования – это и есть план решения задачи.

Процесс формирования и развития умений может быть осуществлен различными способами:

  • Проблемное обучение. Овладение учащимися определенными знаниями. Постановка задачи, решение которой подразумевает использование полученных знаний. В процессе решения задачи учащийся самостоятельно ищет пути ее решения, учится применять знания на практике, тем самым у него осуществляется формирование умений. Важно отметить, что допускается в процессе решения задачи искать пути посредством проб и ошибок, так как даже они формируют определенные умения и опыт.
  • Первоначально детей знакомят с признаками, того что им необходимо будет распознать, либо выявить в процессе решения задачи. Так же при необходимости педагог знакомит детей с операциями решения. Допустимо совместное составление алгоритма.
  • Обучение умственной деятельности, которая необходима для получения знаний и последующего овладения умениями. Данный способ формирования умений включает в себя предыдущий, дополненной деятельностью учащихся с использованием полученной информации для решения поставленной задачи.

Таким образом, формирование умения может происходить так:

  1. Учащиеся получают знания, на основании которых в последующем педагогом ставится учебная задача. То есть, алгоритм такой: знания – задачи – применение знаний (формирование умений).
  2. Учащиеся определяют признаки, которые отличают один тип задач от других. В процессе выполнения задания, они определяют тип задачи и выполняют операции, необходимые для решения этого типа задач.
  3. Учащиеся учатся умственной деятельности, необходимой для использования знаний.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 15.05.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot