Формирование навыка самостоятельной работы с текстом
Одно из важных требований современного обучения – вооружить учеников навыкам самостоятельной работы, знанием способов действия, воспитать у них самостоятельность в качестве личностной черты.
Многие умения, предусматриваемые программой, – общие и для художественных, и для научно-познавательных произведений. Это умения отвечать на вопросы, находить смысловые части текста, составлять план, подробно и кратко пересказывать текст. Указанные умения – речевые, они помогают ученику овладеть приемами связного, логического рассказывания.
Каждое умение формируется на основании ранее приобретенного и более простого умения. Например, навык составления плана состоит из таких частных умений, как умение определить смысловые части текста, основное содержание каждой из них, основные мысли. Определить главную мысль помогает различение основного и второстепенного в тексте. Для составления плана в заголовках должно быть четко и кратко отражено основное содержание отрывка и продемонстрировано отношение к нему.
Подробный и сжатый пересказы требуют большой мыслительной работы, знания текста и его языковых особенностей. Подготавливаясь к сжатому пересказу, следует выбирать из текста только главное и существенное, передавая это все обобщенно, своими словами. Нельзя пропускать смысловые вехи, без которых дальнейший пересказ будет непонятен. Это предполагает осуществление операций анализа, синтеза и обобщения.
Навык составления плана и краткого пересказа текста имеют много общего, но к этому типу пересказа нужно переходить, когда уже отработано первое умение. В школе ученики пользуются этими умениями, но учителя не всегда показывают им способы действия, а если и показывают, то не доводят до тетей навыки до самоанализа. В действительности ученики не сами выполняют задания, а с помощью учителя, они не могут контролировать свой ответ, а также у них отсутствуют определенные ориентиры правильного выполнения заданий.
Совместная работа учеников и учителя является подготовительным этапом к самостоятельной работе учеников.
Урок литературного чтения, кроме работы над текстом, должен состоять из специальных обучающих заданий, направленных на сознательное формирования умения самостоятельно работать. Сначала такие задания занимают много времени урока, но позже, после овладения детьми такими умениями не методом проб и ошибок, а через прямое целенаправленное формирование, работа становится активной и рациональной.
Детальные правила постепенно сменяют такие, в которых действия указываются более обобщенно. Работа с применением правил – более эффективна, в связи с выработкой у детей навыка решать любые задачи осмысленно, отыскивая новые методы работы, постоянно внимательно относиться к процессу своей деятельности, планировать ее и рационализировать.
Порядок действий в процессе работы над текстом
Ученики с помощью учителя самостоятельно составляют порядок действий для выработки умения отвечать на вопрос по прочитанному тексту. Он может быть примерно таким:
- прочитать вопросы;
- прочитать рассказ;
- найти в рассказе ответ на каждый вопрос;
- проверить себя: закрыть книгу и ответить на весь перечень вопросов.
Первичное чтение и анализ текста проводят совместно с учителем до начала самостоятельной работы. При систематическом использовании указанного правила у детей формируется прочное и осознанное умение отвечать на вопросы. Это наиболее простой навык, но именно с него начинается процесс анализа содержания текста. Затем переходят к следующему шагу – выработка умения составлять план текста.
Чтобы обучить детей этому навыку, целесообразно предлагать им следующий порядок действий:
- перечитать предложенный рассказ;
- разбить рассказ на несколько частей, отмечая начало и конец каждой смысловой части точкой;
- перечитать первую часть, выделить в ней главное, то есть отметить важные места в тексте или выписать их в тетрадь;
- озаглавить первую часть;
- эти же шаги выполнить при чтении следующих смысловых частей;
- проверить себя – прочитать план, просмотреть рассказ, убедиться, отражено ли в плане главное.
Чтобы научить детей пересказу (полному или краткому) могут быть использованы следующие правила:
- перечитать рассказ медленно и внимательно, чтобы не ошибиться в последовательности событий;
- наметить основные его смысловые части;
- подобрать к выделенным частям заголовки;
- пересказать рассказ по составленному плану не заглядывая в текст;
- проверить себя по тексту, бегло просмотрев рассказ.
Для краткого пересказа правила те же, но материал каждого пункта плана должен быть максимально сжатым, содержать только самое главное из каждой части.
Можно попросить детей сравнить подробный и сжатый пересказы.
Каждое новое задание и порядок его выполнения следует вводить через несколько уроков. В таком случае формирование умений будет ступенчатым: если первое умение уже почти сформировалось, что последнее только начинают вводить. Отработка же их идет параллельно и взаимосвязано, чтобы ни одно умение не было утрачено. На чередование заданий на уроках влияет их объем, характер текста и степень знакомства с ним детей.
Чтобы осуществить творческий подход и продумать логику выбора действий, можно ввести своеобразную игру по карточкам. Для этого на карточках нужно обозначить проблемные ситуации с деформированной последовательностью действий по изученному типу заданий. Формулировку действий немного меняют, чтобы основное внимание учеников обратить на смысл действия.
Практическая задача такого упражнения – совершенствовать результат действия. Для этого каждому ученику должны быть известны недостатки его работы.