Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование умений целеполагания у младших школьников в процессе реализации программы "Мир деятельности"

Общая характеристика курса «Мир деятельности»

Определение 1

«Мир деятельности» - это курс начальной школы, ориентированный на формирование универсальных учебных действий учащихся(УУД) и взаимосвязанных с ними качеств личности.

Данный образовательный курс ориентирован на применение в начальной школе, с целью создания оптимальных условий для развития у учащихся навыков самостоятельного обучения и выработки личностных качеств, необходимых для успешного обучения и жизнедеятельности в целом.

«Мир деятельности» представляет собой модель образования, отвечающую современным потребностям социальной среды и инновационным направлениям развития экономики и общества.

Курс «Мир деятельности» включает в себя следующие содержательно-методические линии:

  1. Организационно-рефлексивная линия. Она направлена на формирование у младших школьников навыков учебной работы т.е. мотивации к учению, навыков решения учебных задач разного рода, организационных и рефлексивных образовательных навыков.
  2. Коммуникативная линия. Она ориентирована на формирование основ коммуникативного взаимодействия учащихся, установление взаимодействия в разных коммуникативных ситуациях, проявления терпимости и уважения к участнику диалога, выработку дисциплины в учебном процессе и освоение норм поведения в образовательном процессе.
  3. Познавательная линия. Она связана с освоением учащимися способов познания, методов и технологий познавательной работы, способов самостоятельного познания, обработки разнородной информации.
  4. Ценностная линия. Она связана с духовно-нравственным развитием учащихся, выработкой у них ценностных ориентиров жизнедеятельности, формированием основ самовоспитания и саморазвития, усвоением основ здоровьесбережения и следование данной концепции.

Данные линии развиваются параллельно. Они связаны и взаимозависимы. Одно направление не может быть полноценно развито без другого. Каждое из данных направлений развития несет свой вклад в формирование УУД младших школьников.

«Формирование умений целеполагания у младших школьников в процессе реализации программы "Мир деятельности"» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Построение образовательного процесса в начальной школе на основе курса «Мир деятельности»

Образовательный процесс, реализуемый по курсу «Мир деятельности» строится таким образом, что учащиеся не получает готовой информации. Им не даются чистые знания и способы деятельности. Они получают задачу, требующую решения, в ходе работы над которой они добывают новые знания, делают открытия, учатся работать с разными информационными ресурсами. Педагог руководит данным процессом.

В основе развития навыков самостоятельной учебной деятельности заложено формирование основ целеполагания младших школьников.

Определение 2

Целеполагание – это процесс постановки целей, выбора ориентиров своей деятельности.

Младшие школьники учатся определять и формулировать цель своей учебной деятельности т.е. выбирать ориентиры своего познавательного пути. Если говорить просто, языком доступным для понимания учащихся начальных классов, то можно сказать, что дети учатся отвечать на вопрос «Для чего учиться?», «Для чего решать образовательные задачи?», «К чему это приведет?», «Что даст для конкретного учащегося и общества в целом?».

Если учащиеся усвоят смысл целеполагания, то его способы не вызовут затруднения в освоении.

Освоение основ целеполагания и формирования познавательной деятельности осуществляется на основании деятельностного подхода к организации образования. Он состоит из следующих шагов реализации учебного процесса и отдельного учебного занятия:

  1. Мотивация к учебной деятельности. Первоначально развиваются стимулы к познанию и учению, формируется интерес к открытию знания, поиску информации, освоению новых способов деятельности. Учащийся должен «захотеть» учиться, добывать знания, почувствовать потребность в них.
  2. Актуализация имеющихся знаний учащегося и их применение в реальном действии. Учащиеся пробуют использовать свои знания в решении той или иной образовательной задачи. Такая деятельность носит пробный характер.
  3. Определение причинно-следственных связей рассматриваемого вопроса, изучаемого объекта, проблемы с выявлением причин затруднений. Это означает, что учащиеся должны сами определить совокупность знаний, которых им не хватает для решения конкретной задачи.
  4. Разработка проекта деятельности. Он основан на определении ее целевого назначения т.е. учащиеся определяют проблему, которую им необходимо устранить и для чего это требуется. Это и есть основы целеполагания. Оно лежит в основе определения содержания деятельности и методов ее реализации.
  5. Выполнение проектной деятельности. На данном шаге происходит реализация УУД в эталонной форме. Учащиеся решают поставленную задачу по составленному плану или способу получения нового знания, нового способа деятельности.
  6. Первичное закрепление нового знания или способа деятельности. Оно реализуется в ходе коллективного решения типовых задач.
  7. Вторичное закрепление нового знания или способа деятельности в ходе самостоятельного решения типовых задач и их сравнения с эталоном.
  8. Подведение итогов деятельности. На данном шаге осуществляется оценка деятельности учащихся, фиксируется получение нового знания, нового способа деятельности, значимость проделанной работы.

Целеполагание младших школьников в курсе «Мир деятельности» формируется постепенно. на начальных этапах школьного обучения т.е. в первом классе, учащиеся приобретают первичные навыки постановки цели своей работы, обучения. Они не всегда могут самостоятельно поставить верную цель деятельности без помощи педагогов. Данный навык формируется в течение всего курса программы, в течение всего этапа начального школьного обучения. К концу обучения в начальной школе, учащиеся осваивают алгоритм целеполагания. Они могут ставить цель в соответствии со стадиями формирования УУД.

Навыки целеполагания составляют основу проектной деятельности. Их развитие позволяет умело выполнять различные проекты самостоятельно.

«Мир деятельности» помогает учащимся освоить основы целеполагания и выработать способы выполнения разнородной деятельности, как учебной, так и иного характера.

Дата последнего обновления статьи: 21.05.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot