Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Шкала адаптивного поведения Вайнленд

Сущность шкалы адаптивного поведения Вайнленд

Определение 1

Шкала адаптивного поведения Вайнленд – это одна из наиболее распространенных западных методик, направленная на оценивание уровня развития адаптивного поведения.

Шкала адаптивного поведения Вайнленд появилась в результате рестандартизации и подробного пересмотра шкалы социальной зрелости Вайнленд, которая была создана Э. Доллом в 1935 году.

Шкала, разработанная Э. Доллом, отличалась тем, что получаемые результаты были основаны на проведенных беседах с людьми из ближайшего окружения ребенка и его родителями. К ближайшему окружению относили педагога, воспитателя, родственников, проживающих совместно с ребенком. Сам же ребенок участие в диагностическом исследовании не принимал. То есть шкала предоставляла возможность оценить уровень развития ребенка в том случае, когда он сам не мог принять личное участие в исследовании. Организованное таким образом исследование было очень удобно, также и в том случае, если ребенок был мал. Данный принцип оценки в последующем был заложен и в основу Шкалы Вайнленд.

Основными преимуществами данной методики являются:

  1. Методика достаточно хорошо разработана и имеет широкий диагностический инструментарий. Показала свою результативность при применении на практики. Используется с целью уровня развития адаптивного поведения детей с 1984 года. В настоящее время является одной из наиболее часто используемых методик, пользуется заслуженной популярностью среди психологов-исследователей.
  2. Показывает достаточно высокую работоспособность с обширными выборками, в отличие от стандартных методик. Одновременно можно проводить диагностику у 300 испытуемых.
  3. Обладает достаточно высокими показателями валидности, надежности и достоверности получаемых результатов исследования.
  4. Определяет индивидуальный статус в сфере исследования адаптивного поведения человека, а именно его социальной компетенции. Полученные результаты удобно представлять в наглядной форме, а также в описательном и числовом выражениях.

Содержание и структура Шкалы Вайнленд

В рамках Шкалы Вайнленд, «адаптивное поведение» имеет собственное понимание.

«Шкала адаптивного поведения Вайнленд» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Определение 2

Адаптивное поведение – это ежедневная деятельность ребенка, которая направлена на обеспечение его взаимодействия с другими людьми, а также обеспечение возможности заботиться о самом себе.

С возрастом адаптивное поведение детей меняется. В первую очередь это связано с тем, что по мере взросления у ребенка значительно снижается зависимости от помощи близких. Каждый возрастной период характеризуется установление новых навыков, которые помогают ребенку успешнее адаптироваться в современном обществе и быть более самостоятельным.

Шкала Вайнленд представляет собой полу-структурированное интервью, которое позволяет представить индивидуальный статус ребенка в виде адаптивного поведении и выразить его описательно и в числах.

Шкала позволяет детализировать общий уровень адаптивности ребенка, рассматривая его возможности по четырем основным шкалам:

  1. Коммуникативная шкала, представлена субшкалами:

    • рецептивные навыки – выражены умением слушать и понимать услышанное;
    • экспрессивные навыки – выражены вербальными и невербальными навыками коммуникации, умением использовать понятия и выражать собственные мысли;
    • письменные навыки – представляют собой умение писать и читать, выражать свои мысли и эмоции в письменном виде.
  2. Шкала повседневно житейских навыков, включают в себя субшкалы:

    • личные навыки – навыки по самообслуживанию, соблюдение личной гигиены, защита своего здоровья;
    • домашние навыки – помощь взрослым в ведении домашних дел (уборка по дому, соблюдение чистоты в своей комнате и т.д.);
    • общественные навыки – умение ориентироваться во времени и пространстве, владение правилами поведения в общественных местах.
  3. Шкала социализации, включает субшкалы:

    • межличностное взаимодействие – умение распознавать эмоции других людей, навыки установления эффективного взаимодействия с окружающими;
    • времяпрепровождения, игры – умение играть с другими детьми, делиться, сотрудничать;
    • навыки сотрудничества – владение и соблюдение общепризнанных норм и правил поведения в обществе, умение контролировать свое поведение.
  4. Шкала моторных навыков – содержит субшкалы:

    • грубая моторика – владение координацией собственного тела;
    • мелкая моторика – умение манипулировать мелкими предметами.

Кроме того, Шкала включает в себя проявления дезадаптивного поведения, которая направлена на выявление проблем и неудобств в поведении ребенка.

Замечание 1

Шкала рассчитана на исследование детей в возрасте от рождения и до 18 лет 11 месяцев.

Полученные результаты представляют:

  1. Количественно – стандартные баллы и проценты.
  2. Графически – комбинированный профиль адаптивного поведения в наглядном сравнении с группами нормы поведения.
  3. В виде высокого, среднего или низкого уровня.
  4. В виде значительного, среднего или незначительного уровня.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 16.10.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot