Толерантность и ее актуальность в современном мире
Толерантность – это свойство личности, отражающее ее терпимое и уважительное отношение к другим людям, подавление неприятия иных качеств и ценностных ориентаций.
Толерантность отражает равноправие и равнозначность каждой личности в современном обществе. Она особенно важна в эпоху многообразия культур, вариативности социальных отношений и социального развития.
При этом, нельзя говорить о том, что толерантность поощряет развитие социальной несправедливости. Напротив, она ориентирована на создание условий для развития основ нравственного поведения в социальной среде, справедливых, равноправных и доверительных отношений между всеми гражданами.
Толерантность предполагает:
- Наличие у личности собственного мнения, взглядов и убеждений;
- Принятие личностью общечеловеческих ценностей, культурных основ социального взаимодействия;
- Признание личностью права на наличие у другого человека собственного мнения, взглядов, ценностных установок;
- Признание и принятие многовариантности культур в современном мире;
- Признание права на индивидуальность каждого человека.
На сегодняшний день, развитие толерантности выступает основой становления любой личности. этому вопросу отводится особое место в образовательной политике. Толерантность отражает социальное развитие личности, ее активность, готовность к сотрудничеству.
Формирование толерантности реализуется на всех этапах воспитательного процесса. Предполагается формирование устойчивой личности, действующей согласно моральным нормам, с соблюдением культурных и этических норм поведения, имеющей нравственные ориентиры собственного развития.
Воспитание толерантности обусловлено следующими параметрами:
- Формирование стабильного общества, развивающегося и совершенствующегося.
- Профилактика и конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в разных социальных группах, общностях и обществе в целом.
- Формирование имиджа стабильного и сплоченного общества, что повышает статус страны на международной арене.
- Усвоение социально значимых норм поведения и взаимодействия.
- Защита прав и свобод, интересов каждой личности.
- Формирование основ самосознания личности.
- Формирование мировоззрения личности.
- Развитие социально активной личности, действующей не только в собственных интересах, но и в интересах всего общества.
Целевое назначение воспитания толерантности у подростков
Воспитание толерантности актуально на всех стадиях развития личности. Что касается подросткового возраста, то формирование основ толерантности учащихся в данный период нацелено на формирование базы продуктивного и гармоничного социального взаимодействия. Это означает, что толерантность позволит ребенку 14-15 лет конструктивно взаимодействовать с представителями разных наций и народностей, социальных групп и уровней развития, религиозной принадлежности, стилей поведения. Подростки, находясь на особом этапе своего развития, стремятся найти свое место в обществе. Они пробуют разные стили поведения, вырабатывают основы своего мировоззрения, свою собственную жизненную позицию. Если у них будет сформировано чувство толерантности по отношению к другим представителям социальной среды, то им будет легче и проще найти себя и занять свою социальную нишу.
Достижение данной цели требует реализации воспитательной работы по следующим направлениям:
- Воспитания основ миролюбия и принятия другого человека, независимо от его индивидуальных особенностей, национальной, религиозной и культурной принадлежности.
- Выработка навыков понимания и установления положительного взаимодействия с другими гражданами общества.
- Развитие негативного отношения ко всем аспектам асоциального и противоправного поведения.
- Формирование основ уважительного отношения к каждому человеку, его индивидуальным особенностям, ценностным ориентирам.
- Выработка основ толерантного коммуникативного взаимодействия.
- Развитие навыков определения и установления толерантных границ.
- Создание толерантной среды в системе образования.
- Подготовка педагогов к реализации воспитательной политики в части развития основ толерантности учащихся.
Методы воспитания толерантности у подростков
Методы воспитания толерантности – это способы развития моральных качеств личности, проявляющихся в готовности понимать и принимать другого человека, терпеть его индивидуальность, не противоречащую нравственным принципам и социальным нормам.
Для воспитания толерантности учащихся 14-15 лет педагоги применяют следующие методы работы:
- Метод внушения. Он основан на убеждении учащихся в верности конкретной информации и необходимости ее принятия и усвоения.
- Мотивация к развитию толерантного поведения. учащиеся должны быть заинтересованы вести себя толерантно. Для этого, организуется совместное взаимодействие учащихся разных социальных групп, наций и религиозных верований. Это помогает понять, что каждая личность интересна по-своему, что можно с ней общаться для собственного развития и проведения досуга.
- Игротерапия. Игровые методы обучения ориентированы на воспитание основ коллективного взаимодействия, умения действовать сообща, слушать и слышать друг друга, ориентироваться не только на свои, но и чужие интересы и потребности, достигать цели совместными усилиями. Могут быть использованы деловые и ролевые игры.
- Арттерапия. Данный метод относится к инновационным технологиям. Он ориентирован на снятие напряжения учащихся, проявления своего творческого начала и усвоения индивидуальных различий каждой личности. Для этого применяются специальные техники рисования.
- Внеурочные занятия по различным аспектам толерантности. Они могут проводится в форме лекций, дискуссий, бесед по различным аспектам толерантности.
- Организация совместных мероприятий, поездок. Устраиваются экскурсии, выезды на природу, походы в учреждения культуры. Это помогает сблизить учащихся.
- Организация коллективной творческой деятельности. Она ориентирована на увлечение подростков каким-то делом, формирование основ коллективного взаимодействия, нахождение компромиссов.