Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование социальных компетенций младших школьников в условиях внедрения ФГОС

Социальная компетенция младших школьников

Замечание 1

Социальная компетенция младших школьников – это их способность устанавливать взаимодействие с общественной сферой, выступая в роли гражданина в социальной среде, а также в роли покупателя, потребителя, заказчика, клиента, исполнителя в трудовой и бытовой сфере.

Наличие социальной компетенции свидетельствует о способности человека строить взаимоотношения и устанавливать коммуникативные связи в социальной среде, осуществлять различные виды деятельности, на основе приобретенных знаний и навыков, опыта жизнедеятельности и личностных качеств.

Социальная компетентность младших школьников состоит из двух основных групп навыков:

  1. Овладение социальными и этическими нормами общественного поведения. Сюда входит выполнение правил внутришкольного распорядка, соблюдение режима дня школы и правил школьных взаимоотношений, формирование патриотических качеств, принятие участия в общественно-полезной деятельности, проявление интереса ко всему новому, уважение к труду и любви к прекрасному, следование концепции здорового образа жизни.
  2. Овладение навыками построения коммуникативных связей, установления межличностных контактов со сверстниками. Сюда входит построение дружеских взаимоотношений и их поддержание, готовность к групповым формам обучения и внеурочной совместной деятельности, способность к развитию эмоциональных связей, уважение к старшим.

Социальная компетентность младшего школьника отражает также его способность продуктивно выполнять роль учащегося.

Структурное строение социальной компетенции младшего школьника

Социальная компетенция младшего школьника состоит из трех основных блоков:

  1. Когнитивный блок. Он включает в себя развитие у учащихся представлений о нормах общественного поведения и приемах построения общественных взаимоотношений. Сюда входит формирование у учащихся этических норм социального поведения и общения, а также получение знаний о способах деятельности бесконфликтным способом, профилактика конфликтов и развитие навыков их конструктивного разрешения.
  2. Мотивационно-ценностный блок. В него входит развитие у личности ценностного отношения к себе, принятия себя со всеми индивидуальными свойствами и уважение к другим личностям и их особенностям. У учащегося развивается умение адекватной оценки себя и своих поступков, развитие правильной реакции на различные события, процессы и явления, их эмоционального восприятия т.е. учащийся должен уметь дать оценку событию, выявить является ли оно положительным или отрицательным, что оно несет обществу- пользу или вред. Также, в данном блоке предполагается развития у учащихся таких свойств, как сопереживание, милосердие, терпимость, забота, доброта. К установлению взаимодействия и сотрудничества в различных направлениях и сферах деятельности, у учащихся должно быть выработано эмоционально позитивное отношение.
  3. Деятельностный блок. В нем происходит развитие навыков самостоятельности, самоорганизации, самооценки и самоконтроля. У учащегося должны быть сформированы способность выбора оптимальных методов установления контактов, построения системы общения. в данном блоке предполагается развитие следующих компетенций: навыки построения диалога, развитие умения слушать, построение сотруднических взаимоотношений, с учетом мнения партнеров, освоение правил работы в команде, навыки совместного поиска решения, умение находить компромиссы, навыки соблюдения норм и правил социального поведения.
«Формирование социальных компетенций младших школьников в условиях внедрения ФГОС» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Условия эффективного развития социальной компетенции

Развитие социальных компетенций младших дошкольников зависит от воздействия ряда внутренних и внешних факторов. К внешним факторам относится текущий этап общественного развития, условия социальной жизнедеятельности ребенка, социальное окружение. А внутренними факторами выступают особенности психического развития ребенка, его возрастная специфика развития и индивидуальные свойства личности.

Эффективное формирование социальных компетенций у младших школьников возможно при соблюдении ряда условий:

  1. Создание соответствующей развивающей обстановки в коллективе (педагогом должна быть создана атмосфера доверия и доброжелательности на учебных занятиях). Учащийся должен чувствовать себя в безопасности, не ощущая, при этом, давления, педагогу необходимо проявлять уважение к его индивидуальным особенностям личности, стремлениям, желаниям и потребностям;
  2. Навыки реализации педагогической диагностики у педагога;
  3. Обеспечение включения учащихся в разнообразные направления деятельности, ориентированные на изучение языка, речи, развития коммуникативных и иных способностей;
  4. Использование современных методик и средств для развития необходимой компетенции;
  5. Преемственность и планирование деятельности по развитию социальной компетенции;
  6. Координация и контроль развития социальной компетенции на всех этапах обучения.

Педагогу необходимо обращать внимание на развитие самооценки младших школьников. Она оказывает важное воздействие на формирование коммуникативных навыков.

На основе успехов в учебе, у учащихся складываются отношения со сверстниками и взрослыми. От этого зависит статус учащегося в классе и положение в системе классного общения. однако, не всегда эти показатели определяются успехами в учебе. Младший школьник может иметь и иные навыки и качества, которые позволят ему завоевать уважение в классе. Например, наличие талантов или просто общительность и доброжелательность ребенка.

Развитие социальной компетенции в начальной школе предполагает развитие у учащихся умений спрашивать педагога и одноклассников о том, что непонятно учащемуся по той или иной теме или вопросу, умение искать информацию, иметь свою точку зрения по тому или иному вопросу. Кроме того, учащиеся должны научиться сотрудничать т.е. работать в команде, с учетом мнения, интересов и потребностей каждого ее члена, предотвращать и улаживать конфликтные ситуации.

Коллективная работа предполагает вхождение в нее учащегося и внесения своего вклада в общую деятельность. Также, учащимся необходимо приспосабливаться к новым условиям и обстоятельствам, принимать нестандартные решения.

Дата последнего обновления статьи: 26.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot