Социальная компетенция младших школьников
Социальная компетенция младших школьников – это их способность устанавливать взаимодействие с общественной сферой, выступая в роли гражданина в социальной среде, а также в роли покупателя, потребителя, заказчика, клиента, исполнителя в трудовой и бытовой сфере.
Наличие социальной компетенции свидетельствует о способности человека строить взаимоотношения и устанавливать коммуникативные связи в социальной среде, осуществлять различные виды деятельности, на основе приобретенных знаний и навыков, опыта жизнедеятельности и личностных качеств.
Социальная компетентность младших школьников состоит из двух основных групп навыков:
- Овладение социальными и этическими нормами общественного поведения. Сюда входит выполнение правил внутришкольного распорядка, соблюдение режима дня школы и правил школьных взаимоотношений, формирование патриотических качеств, принятие участия в общественно-полезной деятельности, проявление интереса ко всему новому, уважение к труду и любви к прекрасному, следование концепции здорового образа жизни.
- Овладение навыками построения коммуникативных связей, установления межличностных контактов со сверстниками. Сюда входит построение дружеских взаимоотношений и их поддержание, готовность к групповым формам обучения и внеурочной совместной деятельности, способность к развитию эмоциональных связей, уважение к старшим.
Социальная компетентность младшего школьника отражает также его способность продуктивно выполнять роль учащегося.
Структурное строение социальной компетенции младшего школьника
Социальная компетенция младшего школьника состоит из трех основных блоков:
- Когнитивный блок. Он включает в себя развитие у учащихся представлений о нормах общественного поведения и приемах построения общественных взаимоотношений. Сюда входит формирование у учащихся этических норм социального поведения и общения, а также получение знаний о способах деятельности бесконфликтным способом, профилактика конфликтов и развитие навыков их конструктивного разрешения.
- Мотивационно-ценностный блок. В него входит развитие у личности ценностного отношения к себе, принятия себя со всеми индивидуальными свойствами и уважение к другим личностям и их особенностям. У учащегося развивается умение адекватной оценки себя и своих поступков, развитие правильной реакции на различные события, процессы и явления, их эмоционального восприятия т.е. учащийся должен уметь дать оценку событию, выявить является ли оно положительным или отрицательным, что оно несет обществу- пользу или вред. Также, в данном блоке предполагается развития у учащихся таких свойств, как сопереживание, милосердие, терпимость, забота, доброта. К установлению взаимодействия и сотрудничества в различных направлениях и сферах деятельности, у учащихся должно быть выработано эмоционально позитивное отношение.
- Деятельностный блок. В нем происходит развитие навыков самостоятельности, самоорганизации, самооценки и самоконтроля. У учащегося должны быть сформированы способность выбора оптимальных методов установления контактов, построения системы общения. в данном блоке предполагается развитие следующих компетенций: навыки построения диалога, развитие умения слушать, построение сотруднических взаимоотношений, с учетом мнения партнеров, освоение правил работы в команде, навыки совместного поиска решения, умение находить компромиссы, навыки соблюдения норм и правил социального поведения.
Условия эффективного развития социальной компетенции
Развитие социальных компетенций младших дошкольников зависит от воздействия ряда внутренних и внешних факторов. К внешним факторам относится текущий этап общественного развития, условия социальной жизнедеятельности ребенка, социальное окружение. А внутренними факторами выступают особенности психического развития ребенка, его возрастная специфика развития и индивидуальные свойства личности.
Эффективное формирование социальных компетенций у младших школьников возможно при соблюдении ряда условий:
- Создание соответствующей развивающей обстановки в коллективе (педагогом должна быть создана атмосфера доверия и доброжелательности на учебных занятиях). Учащийся должен чувствовать себя в безопасности, не ощущая, при этом, давления, педагогу необходимо проявлять уважение к его индивидуальным особенностям личности, стремлениям, желаниям и потребностям;
- Навыки реализации педагогической диагностики у педагога;
- Обеспечение включения учащихся в разнообразные направления деятельности, ориентированные на изучение языка, речи, развития коммуникативных и иных способностей;
- Использование современных методик и средств для развития необходимой компетенции;
- Преемственность и планирование деятельности по развитию социальной компетенции;
- Координация и контроль развития социальной компетенции на всех этапах обучения.
Педагогу необходимо обращать внимание на развитие самооценки младших школьников. Она оказывает важное воздействие на формирование коммуникативных навыков.
На основе успехов в учебе, у учащихся складываются отношения со сверстниками и взрослыми. От этого зависит статус учащегося в классе и положение в системе классного общения. однако, не всегда эти показатели определяются успехами в учебе. Младший школьник может иметь и иные навыки и качества, которые позволят ему завоевать уважение в классе. Например, наличие талантов или просто общительность и доброжелательность ребенка.
Развитие социальной компетенции в начальной школе предполагает развитие у учащихся умений спрашивать педагога и одноклассников о том, что непонятно учащемуся по той или иной теме или вопросу, умение искать информацию, иметь свою точку зрения по тому или иному вопросу. Кроме того, учащиеся должны научиться сотрудничать т.е. работать в команде, с учетом мнения, интересов и потребностей каждого ее члена, предотвращать и улаживать конфликтные ситуации.
Коллективная работа предполагает вхождение в нее учащегося и внесения своего вклада в общую деятельность. Также, учащимся необходимо приспосабливаться к новым условиям и обстоятельствам, принимать нестандартные решения.