Понятие проектных умений
Проектные умения – это группа навыков, которая выделяется на основании признака общности относительно проектной деятельности, цель которой – построить технологический процесс по конструированию, изготовлению изделий и решению творческих задач.
Новые социальные запросы, закрепленные в Федеральном стандарте и ООП школы, являются определяющими для целей образования, в качестве общекультурного, личностного и познавательного развития учеников. В начальной школе необходимо не просто научить ребенка читать, писать и считать, но и сформировать у него новые умения, называемые УУД. Так как основанием современного урока служит системно-деятельностный подход, то ведущий метод работы на уроке – метод проектов. Для ученика он дает возможность осуществлять творческую деятельность, а для учителя выступает важным дидактическим средством.
Используя метод проектов, необходимо четко определять тему проекта.
Внеурочная деятельность предоставляет более широкий спектр возможностей для реализации проектной деятельности. Это занятия, которые предполагают углубленное изучение предмета, предоставляют больше возможностей для реализации на них учебно-исследовательской деятельности учеников.
Исследовательская деятельность в начальной школе может быть крайне разнообразна. Часто при ее проведении используют информационно-коммуникационные технологии - работу с обучающей презентацией, поиск информации в интернете с оформлением результатов в мультимедийную презентацию, буклет или бюллетень.
Методика работы над развитием проектно-исследовательских умений младших школьников
Основой метода проектов выступает идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, получаемый в процессе решения той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить и применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат – это опыт деятельности, который превращается в бесценное достояние ученика, соединив внутри себя знания и умения, компетенции и ценности.
На практике наиболее часто используются следующие типы проектов:
- исследовательско-творческие, в которых дети могут экспериментировать, а результаты оформлять в газеты, драматизацию, детский дизайн;
- игро-ролевые, включающие элементы творческих игр, когда дети примеряют на себя образ персонажа из сказки и решают поставленные проблемы по-своему;
- информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, с ориентировкой на социальные интересы, например, оформляют витражи или кабинет;
- творческие – результат оформляется в виде урока, внеклассного мероприятия или предметной недели и пр.
К проекту применяют ряд основных требований:
- наличие социально значимой задачи или проблемы исследовательской, информационной или практической направленности;
- выполнение проекта начинает планирование действий по разрешению той или иной проблемы, с указанием конкретных действий и их выходов, сроков и ответственных;
- каждый проект обязательно предполагает исследовательскую работу учеников. Иными словами, отличительной чертой проектной деятельности является поиск информации, которая обрабатывается, осмысливается и представляется участникам проектной группы;
- наличие результата работы над проектом, то есть продукта;
- подготовленный продукт представляется заказчику, то есть происходит презентация результата работы.
Этапы работы над проектом
Работа над любым проектом включает несколько этапов.
Выбор темы исследования. Выбор темы не вызывает затруднений, если точно знаешь, что будет интересно детям, какая проблема волнует. Для облегчения задачи выбора темы, разработано несколько правил:
- Тема должна быть интересна детям, так как она эффективна только на добровольной основе.
- Тема должна быть выполнимой, а ее решение должно приносить пользу участникам исследования. Учитель должен выбрать такую проблему для проекта, которая позволит максимально реализоваться ребенку как исследователю, раскрыв лучшие стороны интеллекта, получив новые полезные знания, умения и навыки.
- Учитывая интересы детей, следует держаться ближе к той сфере, в которой сам учитель хорошо разбирается.
- Тема должна быть оригинальной с некоторыми элементами неожиданности и необычности. Оригинальность рассматривается в качестве способности нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.
- Тема должна быть такой, чтобы ее можно было выполнить достаточно быстро, так как у младших школьников ограничено время произвольной концентрации внимания.
- Тема должна быть доступна, то есть соответствовать возрасту детей.
- Необходимо сочетать желание и возможности. При выборе темы необходимо учитывать средства и материалы, которые потребуются. Невозможность собрать все необходимые данные затрудняет развитие критического мышления, базирующегося на доказательных исследованиях и надежных знаниях.
Постановка цели исследования. То есть ответ на вопрос, зачем данное исследование проводится.
Постановка задач исследования. Они уточняют цель, которой задается общее направление движения.
Выдвижение гипотезы исследования. Гипотеза предполагает предположение, догадку, которая не доказана логикой.
Реализация проекта – ведущий этап в формировании у младшего школьника основных умений и навыков самостоятельной творческой поисковой работы и развития ключевых компетенций.
Защита проекта и оппонирование. Работу завершает коллективное обсуждение, экспертиза, объявление результатов, формулировка выводов. Результат должен быть реалистичным. Если рассматривать теоретическую проблему, то итог проектной деятельности – ее решение: советы, рекомендации. Если проблема была практического характера, то необходим конкретный продукт, готовый к внедрению – альбом, газета, альманах и пр.
Рефлексия результатов проекта – помогает осмыслить ученикам собственные действия. Ученики осознают сделанное, способы деятельности, которые они применили, обдумывают, как они провели исследование. Дети делают вывод о том, чему они научились, чего достигли и смогли ли кому-то помочь.