Проблемы формирования оптико-пространного восприятия и временных представлений у детей дошкольного возраста с дизартрией
Дизартрия – это нарушение работы речевого аппарата, связанное с расстройством иннервации артикуляционных мышц.
Формирование оптико-пространственных и временных представлений осуществляется на протяжении достаточно длительного времени. При организации работы по их развитию, необходимо помнить о том, что данные представления имеют большое значение для взаимодействия ребенка с окружающей его средой.
Формирование временных представлений и оптико-пространственного восприятия у детей дошкольного возраста с дизартрией является достаточно важной проблемой, однако ей посвящено относительно небольшое количество исследований.
Сложность заключается в том, что развитие временных представлений и оптико-пространственного восприятия основано на моторном развитии ребенка дошкольного возраста. У детей с дизартрией, в виду органического поражения речевой зоны, отмечаются нарушения (недостатки) в двигательной сфере и зрительных функций. В связи с чем, у них недостаточная фиксация взгляда на предметах, сужено поле зрения и снижена его острота.
Наиболее типичными ошибками детей дошкольного возраста с дизартрией являются:
- Сложности с восстановление целого по его отдельным фрагментам.
- Невозможность мысленно «дорисовать» образ или изображение.
- Низкий объем восприятия окружающих предметов и явлений.
- Трудности с узнаванием изображений в условиях «зашумления».
- Нарушение в опознании основной геометрической фигуры в группе фигур.
Таким образом, все указанные ошибки значительно осложняют процесс формирования временных представлений и оптико-пространственного восприятия у детей дошкольного возраста с дизартрией.
Система работы по формированию оптико-пространственного восприятия у детей дошкольного возраста с дизартрией
В соответствии с образовательными стандартами дошкольного образования, дети дошкольного возраста с дизартрией, в процессе обучения и воспитания в детском саду, должны освоить следующие оптико-пространственные навыки:
- уметь воспринимать свое тело как исходную точку отчета;
- ориентироваться в окружающем пространства относительно самого себя и других людей
- ориентироваться в основных пространственных направлениях;
- ориентироваться на плоскости;
- уметь пользоваться пространственным словарем.
Работа по формированию оптико-пространственного восприятия у детей дошкольного возраста включает в себя следующие направления:
- Практическое овладение схемой собственного тела и асимметрией конечностей.
- Практическое овладение схемой тела другого человека.
- Вербальное использование пространственных обозначений.
- Определение пространственного расположения предметов относительного себя, своего тела, а также относительно других предметов и друг друга.
- Установление расположения предметов в окружающем пространстве относительного собственного тела и иных окружающих предметов.
Для развития оптико-пространственного восприятия у детей дошкольного возраста с дизартрией используются разнообразные игры и упражнения, которые учат детей ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости. Одними из наиболее эффективных методов являются разнообразные графические диктанты, рисование, аппликация, лепка, конструирование, занятия со счетными карточками, палочками и т.д. Особое значение имеют занятия ФЭМП, а также организуемые во время данного занятия физкультминутки, которые направлены на закрепление ориентирования ребенка в пространстве относительного своего тела и окружающих предметов.
Система работы по формированию временных представлений
К моменту поступления ребенка в школу у него должны быть сформированы временные представления. У детей дошкольного возраста с дизартрией, отмечается замедление восприимчивости, недифференцированность восприятия и ощущения времени. В связи с чем, формирование временных представлений у детей с дизартрией необходимо осуществлять не только в рамках специально-организованных форм, но и во время прогулок, в играх, самостоятельной познавательной деятельности и т.д.
Специальные упражнения и игры, направлены не только на формирование и уточнение у детей с дизартрией временных представлений, но совершенствование грамматического и лексического компонентов речи. В процессе такой работы, активный словарь ребенка обогащается разными новыми понятиями, которые связны со временем.
Так, в процессе формирования временных представлений, дети усваивают такие временные понятия как: день, сутки, неделя, сегодня, вчера, завтра, быстро, медленно и т.д.
Первоначально детей с дизартрией знакомят с более «крупными» временными понятиями, такими как год, неделя, месяц. После их усвоения приступают к изучению компонентов данных понятий. Например, детям объясняют, что неделя состоит из дней, дни в свою очередь включают в себя утро, вечер и т.д. С этой целью используются специальные игры и упражнения, а также наглядности (макет дня, года и т.д.).
Наглядные макеты, на которых изображены временные понятия, находятся в доступном для детей месте. Использование макетов осуществляется как совместно с воспитателем, так и самостоятельно в свободное время. На макетах дни недели, времена года, части суток и т.д., изображены в последовательности, которую каждый раз воспитатель проговаривает детям с целью усвоения и закрепления.
Знакомство детей дошкольного возраста с дизартрией с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления со следующими и раскрывали детям существенные характеристики времени: его текучесть, непрерывность, необратимость.
Таким образом, развитию временных представлений у детей дошкольного возраста с дизартрией будут способствовать различные дидактические средства (модели, дидактические игры и упражнения, малые фольклорные жанры, музыкальные произведения и др.), которые используются в процессе образования в детском саду и в семье.