Навыки художественного общения
Навыки художественного общения – это необходимое условие для успешности человека в разных формах социальных отношений, а также одно из наиболее важных качеств социально-активного человека.
В связи с этим, формирование навыков художественного общения становится все актуальнее в современных условиях. Их формирование должно быть организовано не только в рамках общеобразовательных учреждений, но и во внеучебных объединениях. Дети в них осуществляют такие виды деятельности, которые им интересны, развивают такие качества личности, как усидчивость, упорство, ответственность и креативность.
Потребность в общении – одна из основных человеческих потребностей. Когда люди вступают в отношения с окружающим миром, они сообщают информацию о себе. В ответ они получают интересующие их сведения. Анализ этих сведений способствует планированию деятельности в социуме. Насколько эффективной будет эта деятельность, зависит от качества и объема информации. В связи с этим самоактуализация индивида внутри общества зависит непосредственно от уровня сформированности его коммуникативной культуры.
Навыком художественного общения может считаться готовность как к нереальному, так и к реальному взаимодействия реципиента и автора в процессе восприятия художественного произведения, реального взаимодействия зрителей и исполнителей при воссоздании авторской интерпретации художественного произведения.
Самым естественным путем освоения навыков художественного общения выступает совместная работа ровесников внутри коллективов в разных видах деятельности. В связи с этим выделяют следующие типы художественного общения, свойственные коллективным видам деятельности:
- взаимодействие композитора и исполнителя, которое носит опосредованный характер и выражено субъективным понимание последним исполняемого произведения;
- межличностное художественное общение, происходящее в процессе репетиционной работы и исполнения, которое может подразделяться на взаимодействие между детьми и взаимодействие между дирижером и ребенком в процессе репетиционной работы и концертного исполнения;
- внутренний диалог по вопросу произведения, которое в деятельности ансамбля должно быть осуществлено при разборе нового произведения.
Взаимодействие участников ансамбля можно представить в форме репетиционной работы, взаимодействия в формате общения вне репетиционного процесса и в форме концертной работы.
Методика формирования навыков художественного общения представлена взаимосвязанным, последовательно осваиваемым каждым участником ансамбля алгоритмом действий педагога с целью формирования навыков художественного общения.
Структурные компоненты художественного общения
В условиях обучения в школах формирование навыков художественного общения целесообразно начинать в младших классах, так как именно в этом возрасте начинается переход от эмпирического мышления к теоретическому, что характеризуется началом становления более самостоятельного, целенаправленного и управляемого восприятия.
Проблема взаимодействия детей с произведениями искусства может иметь ряд различных аспектов, обусловленных предметом воздействия, то есть произведением искусства, особенностями воспринимающего индивида, процессом этого воздействия, воздействием на него разного рода факторов социальной среды и субъективных факторов воспринимающего.
Практика показывает, что в младшем школьном возрасте дети обладают всеми необходимыми задатками для потенциального зрителя, но их возможности в сфере художественного общения зачастую остаются не реализованными.
Формирование специфических навыков художественного общения, которые нужны, чтобы развить у учеников художественные и духовные потребности, умение осмысленно общаться с художниками через произведения искусства, включая понимание художественных образов, пафос, стиль и ценности произведений, представляет собой одну из наименее разработанных областей педагогики искусства. Имеющиеся работы только косвенно касаются этих вопросов.
Теоретическая и практическая неразработанность данной проблемы в педагогике, ставит перед ней следующие задачи:
- во-первых, четкое определение сущности художественного общения в целом и его специфики у младших школьников;
- во-вторых, выявление объективных и субъективных факторов, которые оказывают воздействие на формирование у учеников навыков художественного общения;
- в-третьих, выявление уровня сформированности навыков художественного общения и разработка системы развития данных навыков у учеников начальной школы;
- в-четвертых, разработка педагогических условий и определение путей реализации педагогического руководства художественным общением младших школьников.
Основываясь на понимании сути художественного общения, становится ясно, что эффективность педагогической организации художественного общения в процессе учебной деятельности зависит от многих факторов, которые включают все структурные компоненты деятельности, то есть ее цель, содержание, мотив, предметные действия и результаты:
- субъективные – особенности воспринимающего субъекта: возрастная специфика, жизненный опыт, направленность личности, установки, интересы, художественное развитие задатков и способностей;
- объективные – произведения изобразительного искусства, которые должны иметь высокую степень художественности и должны соответствовать возрастным особенностям учеников, а также должны систематически знакомить школьников с произведениями изобразительного искусства, обеспечивать взаимодействие школьного и семейного воспитания, формируя художественные интересы и потребности детей и позитивную мотивацию художественно-творческой деятельности.
Результативность процесса формирования навыка художественного общения в начальных классах зависит от того, насколько учитель понимает сущность, структуру и функции художественного общения, его роль в развитии личности и творческих способностей, а также от уровня подготовленности самого учителя, включая общепедагогические специфические умения и навыки.