Формирование безопасного поведения как педагогическое явление
Безопасное поведение – это поведение индивида в любой ситуации или местности, не создающее никаких угроз для жизни и здоровья его и окружающих людей.
В педагогической науке и практике изучается возможность осуществления различных составляющих педагогической деятельности: умственного, физического, эстетического и других видов воспитания. Такими элементами педагогического процесса является и формирование представлений о безопасном поведении.
В процессе формирования безопасного поведения младших школьников, ими осуществляется деятельность, результатом которой является развитие и формирование вариантов их поведения: деструктивного поведения, безопасности жизнедеятельности, направленной на профилактику возможного ущерба от воздействия вредных и опасных факторов.
В опасных ситуациях обычно человек действует несколькими путями:
- впадает в ступор, то есть отмечается резкое торможение деятельности ребенка, он становится неспособным реагировать на факторы риска;
- дезорганизация деятельности в опасных ситуациях, которая проявляется неадекватностью и неэффективностью действий;
- активизация действий, то есть действия в опасных ситуациях становятся более точными и эффективными.
В реальных учебных процессах, совместная работа педагога со школьниками вызывает ряд изменений в деятельности, способностях и личностных качествах учащихся, включая и следующие результаты:
- формирование опыта неправильного, деструктивного поведения, которое и выступает в качестве причины возникновения опасных ситуаций или потерь в этих ситуациях;
- неуспешное поведение в опасных ситуациях;
- успешные действия, направленные на то, чтобы профилактировать и минимизировать последствия и преодолеть опасные ситуации;
- сохранять личность школьников от внутренних и внешних воздействий с использованием разных типов психологической защиты.
Обычно компонентом в учебной деятельности, способствующим формированию личности, готовой работать в непредсказуемой обстановке, стремящейся самосовершенствоваться и реализовывать новые возможности, выступает какой-либо учебный курс, например, валеология, ОБЖ или экология. В такой дисциплине интегрированы усилия всех учителей, направленных на подготовку учеников к профилактике и преодолению вредных и опасных факторов жизни.
Возрастные особенности формирования безопасного поведения учащихся начальной школы
Младший школьный возраст – это период с 7 до 11 лет, что соответствует периоду обучения в начальной школе. Данный возраст – это время относительно спокойного и равномерного физического развития.
Основная деятельность ребенка, его первая и важнейшая обязанность становления – учиться, приобретать новые знания, умения и навыки, накапливать систематические сведения об окружающем мире, обществе и природной среде.
Реализовать педагогические условия ориентирования школьников на обеспечение безопасности жизнедеятельности в образовательном учреждении может осуществляться в рамках предмета ОБЖ, которая может способствовать информационному ориентированию школьников о формировании безопасного поведения.
Основой курса ОБЖ является триада – система безопасности «природа – человек – общество», то есть идет выявление причин, порождающих нарушения гармонии взаимодействия ее составляющих и определяющих способы и направления противодействия этому процессу.
Достижение предполагаемых результатов в обучении безопасному поведению возможно только если ученики и учителя будут обеспечены дидактическими средствами, к которым относят учебные, учебно-методические и наглядные пособия, плакаты, видеоматериалы и пр.
У учеников начальной школы преобладает наглядно-образное мышление и зрительный контроль, в связи с чем в учебниках для младших классов иллюстративному материалу отведена важная роль, дополняющая, конкретизирующая и усиливающая познавательный и эстетический аспекты текстовых материалов. В отдельных случаях иллюстрации, заменяющие текст, могут самостоятельно раскрывать содержание учебного материала.
Иными словами, кроме знаний детям необходимы умения и навыки, чтобы оценит создавшуюся ситуацию, быстро и адекватно реагировать на возникающие ситуации опасности, действовать в соответствии с обстановкой. Также важное значение имеет умение наблюдать, предвидеть опасности, преодолевать волнение, спешку, переключать внимание, контролировать свои действия. Детей всему этому необходимо учить в начальных классах.
Содержание работы по формированию безопасного поведения младших школьников
Безопасность – это не просто сумма усвоенных ребенком знаний, а умение правильно вести себя в разных ситуациях. Помимо этого, дети могут оказываться в непредсказуемых ситуациях дома и на улице, в связи с чем главная задача взрослых – стимулировать развитие к детей самостоятельности и ответственности. В связи с этим, традиционные формы обучения, которые приняты в образовательном учреждении, могут быть использованы только частично и больше внимания должно уделяться организации разных типов деятельности, направленных на процесс приобретения детьми определенных поведенческих навыков.
Ученые обобщили опыт работы образовательных учреждений и выделили основные направления в работе с детьми:
- валеологическое просвещение, то есть развитие представлений, касающихся здорового образа жизни, важности гигиенической и двигательной культуры, здоровья и средствах его укрепления, правилах безопасного поведения;
- знакомство с характеристиками опасных и вредных факторов и экстремальных ситуаций, то есть формирование знаний о защите здоровья и последствиях опасных ситуаций;
- ролевые игры, игры-драматизации, призванные воспитывать у детей основы двигательной культуры, привычек рационального питания, закаливания, соблюдения гигиенических норм, отказ от вредных привычек, что способствует укреплению здоровья;
- формирование у младших школьников представлений о себе и здоровом образе жизни, о правилах гигиены и охране здоровья;
- ознакомление детей со строением тела человека, функциями разных органов и систем;
- улучшение эмоционально-психического состояния младших школьников игровыми действиями.