Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование навыка выразительного чтения у младших школьников

Понятие выразительности чтения и его структурное устройство

Определение 1

Выразительное чтение – это навыки использования средств выразительной речи для отображения своего понимания литературного произведения, донесения его смысла и содержания до слушателей и обеспечения такого же ими понимания, восприятия и оценки произведения, как у чтеца.

Выразительное чтение помогает передать идейно-образное содержание текста, посредством определенных литературных норм произношения. Чтобы сказать о том, что текс был прочитан выразительно, необходимо достичь соблюдения ряда условий при чтении:

  1. Громкое, четкое и правильное произношение текстовых фраз и предложений;
  2. Уверенная и четкая передача слушателям мыслей автора текста т.е. необходимо делать паузы в конкретных местах, правильно расставлять ударения, повышать или понижать интонацию;
  3. Передача в чтении чувственного настроя текста, настроения героев, их личностных качеств и мотивов поступков.

Развить навыки выразительного чтения достаточно просто. Для этого не требуется формирования каких-то особенных знаний и умений, надо лишь освоить минимум навыков, связанных с произношением и речевой культурой.

Выразительное чтение имеет следующую структуру:

  • Тон и сила голоса.
  • Тембр высказывания.
  • Рим и темп речи – читать можно то замедляя темп, то убыстряя его, формируя такое течение речи, которое легко воспринимается слушателем.
  • Паузы. При чтении необходимо делать остановки и перерывы в значимых местах. Это позволяет слушателю осознать смысл услышанного, обратить внимание на значимые поступки героев и т.д.
  • Мелодика тона. При чтении следует в определенных местах повышать или понижать голос.
  • Логические и синтагматические ударения.

Выразительность речи должна быть поддержана правильно поставленной интонацией, формирования верной техники речи – дикции, дыхания, верным произношением.

Стадии работы над выразительным чтением младших школьников

Процесс формирования навыков выразительного чтения у учащихся младших классов происходит в несколько основных стадий:

«Формирование навыка выразительного чтения у младших школьников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  1. На первой стадии, которая проходит в первый год обучения ребенка в школе, развиваются навыки постановки интонации и пауз. Это реализуется вместе с обучением ребенка грамоте и чтению. Дети учатся разделять свою речь и литературные тексты на отдельные высказывания – предложения. Это предполагает обязательные паузы. Также, предложения зачитываются с понижением интонации в его конце. Именно эти два компонента выразительного чтения развиваются с самого начала школьного обучения.
  2. На второй стадии, дети обучаются постановке логического ударение. Это происходит тогда, когда ребенок уже достаточно хорошо читает, владеет интонацией в речи. В этот период, ребенок может прочесть целое предложение и связный текст. Постановка логического ударения предполагает выбор ударного слова в предложении.
  3. Обучение движению голоса по звукам различной высоты, постановка вопросов и восклицаний. Дети читают тексты с вопросительными и восклицательными предложениями, учатся правильно воспроизводить мелодию вопроса и восклицания. Такое произношение гораздо сложнее усваивается детьми, нежели простое повествование. В этой связи, необходимо применять дополнительные упражнения, ориентированные на развитие речевой мелодии ребенка: вопросительной и восклицательной.
  4. Ускорение темпа и ритма речи. Это происходит тогда, когда дети переходят к чтению произведений с нарастанием или скорой сменой событий. В этот же период происходит закрепление навыков постановки логического ударения, интонации, мелодии речи, соблюдение правильного темпа и ритма речи.
  5. Подготовка к чтению простых текстов: самостоятельно и выразительно. На этой стадии, учащиеся обучаются самостоятельно определять последовательность и смысловые связи между всеми частями текста, осмысление поступков его героев. Также, учащиеся составляют план литературного произведения, конспектируя тезисами его основные мысли. Это упрощает его восприятие.
  6. Анализ литературного произведения и его подготовка к самостоятельному выразительному чтению учащимся. Здесь, учащиеся уже полноценно осознают смысл текста и могут полноценно применить все компоненты выразительного чтения для преподнесения текста слушателям.

Работа по формированию навыков выразительного чтения обязательно должна иметь индивидуальную ориентацию т.е. к каждому ребенку должен быть применен особый подход. Это обусловлено тем, что развитие детей неодинаково. Особенно, если учесть, что навыки выразительного чтения неразрывно связаны с познанием и мышлением ребенка. А оно может иметь свои особенности функционирования у каждого дошкольника.

Развитие выразительного чтения, также, невозможно без выработки правильного дыхания. Оно должно быть реберно-диафрагматичным. Детей необходимо обучить дышать так, чтобы чтение носило плавный характер и не прерывалось остановками дыхания. Ребенок должен уметь экономно тратить свои воздушные ресурсы и своевременно их пополнять, делая это незаметно для аудитории слушателей.

Упражнения, ориентированные на интонационную выразительность речи

Упражнения данной группы ориентированы на разделение текста для его чтения с определенной интонацией. Предполагается постановка пауз, поддержание определенного темпа и постановка логических ударений, мелодичности произношения, его громкости и четкости.

Работа по развитию интонации осуществляется в следующем порядке:

  1. Чтение детьми по составленной педагогом партитуре.
  2. Составление партитуры педагогом при подключении к работе детей.
  3. Разметка литературного текста детьми для его выразительного прочтения.

Упражнения могут иметь разные задачи. Например, детям представляется определить эмоциональный настрой произведения, тон и темп прочтения, проставить паузы и выделить логические ударения и т. д.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 06.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot