Понятие выразительности чтения и его структурное устройство
Выразительное чтение – это навыки использования средств выразительной речи для отображения своего понимания литературного произведения, донесения его смысла и содержания до слушателей и обеспечения такого же ими понимания, восприятия и оценки произведения, как у чтеца.
Выразительное чтение помогает передать идейно-образное содержание текста, посредством определенных литературных норм произношения. Чтобы сказать о том, что текс был прочитан выразительно, необходимо достичь соблюдения ряда условий при чтении:
- Громкое, четкое и правильное произношение текстовых фраз и предложений;
- Уверенная и четкая передача слушателям мыслей автора текста т.е. необходимо делать паузы в конкретных местах, правильно расставлять ударения, повышать или понижать интонацию;
- Передача в чтении чувственного настроя текста, настроения героев, их личностных качеств и мотивов поступков.
Развить навыки выразительного чтения достаточно просто. Для этого не требуется формирования каких-то особенных знаний и умений, надо лишь освоить минимум навыков, связанных с произношением и речевой культурой.
Выразительное чтение имеет следующую структуру:
- Тон и сила голоса.
- Тембр высказывания.
- Рим и темп речи – читать можно то замедляя темп, то убыстряя его, формируя такое течение речи, которое легко воспринимается слушателем.
- Паузы. При чтении необходимо делать остановки и перерывы в значимых местах. Это позволяет слушателю осознать смысл услышанного, обратить внимание на значимые поступки героев и т.д.
- Мелодика тона. При чтении следует в определенных местах повышать или понижать голос.
- Логические и синтагматические ударения.
Выразительность речи должна быть поддержана правильно поставленной интонацией, формирования верной техники речи – дикции, дыхания, верным произношением.
Стадии работы над выразительным чтением младших школьников
Процесс формирования навыков выразительного чтения у учащихся младших классов происходит в несколько основных стадий:
- На первой стадии, которая проходит в первый год обучения ребенка в школе, развиваются навыки постановки интонации и пауз. Это реализуется вместе с обучением ребенка грамоте и чтению. Дети учатся разделять свою речь и литературные тексты на отдельные высказывания – предложения. Это предполагает обязательные паузы. Также, предложения зачитываются с понижением интонации в его конце. Именно эти два компонента выразительного чтения развиваются с самого начала школьного обучения.
- На второй стадии, дети обучаются постановке логического ударение. Это происходит тогда, когда ребенок уже достаточно хорошо читает, владеет интонацией в речи. В этот период, ребенок может прочесть целое предложение и связный текст. Постановка логического ударения предполагает выбор ударного слова в предложении.
- Обучение движению голоса по звукам различной высоты, постановка вопросов и восклицаний. Дети читают тексты с вопросительными и восклицательными предложениями, учатся правильно воспроизводить мелодию вопроса и восклицания. Такое произношение гораздо сложнее усваивается детьми, нежели простое повествование. В этой связи, необходимо применять дополнительные упражнения, ориентированные на развитие речевой мелодии ребенка: вопросительной и восклицательной.
- Ускорение темпа и ритма речи. Это происходит тогда, когда дети переходят к чтению произведений с нарастанием или скорой сменой событий. В этот же период происходит закрепление навыков постановки логического ударения, интонации, мелодии речи, соблюдение правильного темпа и ритма речи.
- Подготовка к чтению простых текстов: самостоятельно и выразительно. На этой стадии, учащиеся обучаются самостоятельно определять последовательность и смысловые связи между всеми частями текста, осмысление поступков его героев. Также, учащиеся составляют план литературного произведения, конспектируя тезисами его основные мысли. Это упрощает его восприятие.
- Анализ литературного произведения и его подготовка к самостоятельному выразительному чтению учащимся. Здесь, учащиеся уже полноценно осознают смысл текста и могут полноценно применить все компоненты выразительного чтения для преподнесения текста слушателям.
Работа по формированию навыков выразительного чтения обязательно должна иметь индивидуальную ориентацию т.е. к каждому ребенку должен быть применен особый подход. Это обусловлено тем, что развитие детей неодинаково. Особенно, если учесть, что навыки выразительного чтения неразрывно связаны с познанием и мышлением ребенка. А оно может иметь свои особенности функционирования у каждого дошкольника.
Развитие выразительного чтения, также, невозможно без выработки правильного дыхания. Оно должно быть реберно-диафрагматичным. Детей необходимо обучить дышать так, чтобы чтение носило плавный характер и не прерывалось остановками дыхания. Ребенок должен уметь экономно тратить свои воздушные ресурсы и своевременно их пополнять, делая это незаметно для аудитории слушателей.
Упражнения, ориентированные на интонационную выразительность речи
Упражнения данной группы ориентированы на разделение текста для его чтения с определенной интонацией. Предполагается постановка пауз, поддержание определенного темпа и постановка логических ударений, мелодичности произношения, его громкости и четкости.
Работа по развитию интонации осуществляется в следующем порядке:
- Чтение детьми по составленной педагогом партитуре.
- Составление партитуры педагогом при подключении к работе детей.
- Разметка литературного текста детьми для его выразительного прочтения.
Упражнения могут иметь разные задачи. Например, детям представляется определить эмоциональный настрой произведения, тон и темп прочтения, проставить паузы и выделить логические ударения и т. д.