Метапредметные компетенции – это владение ключевыми универсальными учебными действиями (например, регулятивными, коммуникативными, познавательными способами деятельности), которые используются в рамках образовательного процесса или в ходе решения проблем в реальных жизненных ситуациях.
Сущность и значение метапредметных компетенций в образовательной среде
Современная школа стала стремительно меняться, стараясь попасть в ногу со временем. В качестве основного компонента школьного обучения, как и ранее, выступает урок. Формирование проекта (плана-конспекта) урока по традиции представляет собой необходимую стадию подготовки учителя к уроку.
В процессе подготовки проекта урока педагог осмысливает то, что будет проходить на занятии. Ему необходимо определить следующие элементы:
- Цели,
- Содержание,
- Методы,
- Условия образовательного процесса.
Важнейший признак урока, который ориентирован на новый образовательный стандарт, —наличие в его содержании элементов обучения учащихся универсальным учебным действиям. Сегодня ребенку важно не только давать как можно больший объем информации, но и вооружить его важнейшим умением учиться.
Результат изучения всех учебных предметов должен быть представлен сформированными универсальными учебными действиями. Они становятся основой умения учиться, что не представляется возможным без метапредметного подхода.
Приоритет в функционировании современной системы образования имеет формирование метапредметных компетенций. Уровень овладения ими определяет успех дальнейшего обучения, развитие личных качеств и сохранение индивидуальности учащегося. Компетенция включает перечень вопросов, в которых хорошо осведомлён человек. Компетентность представляет собой владение (обладание) соответствующими компетенциями.
А. А. Глинский рассматривает компетентность как интегральную характеристику личности. Она определяет способность эффективно решать типичные и нестандартные задачи, которые возникают в реальной жизни. По этой причине компетенцию нужно понимать как заданное требование. Она является нормой образовательной подготовки учеников. Компетентность же становится реально сформированными личностными качествами и минимальным опытом деятельности.
Особенности предметной и метапредметной компетенции
В науке принято рассматривать три группы компетенций: личностные, метапредметные и предметные. Предметная компетентность включает систему знаний, навыков и умений, которые формируются в процессе обучения соответствующей дисциплине.
Предметные компетенции представлены специфическими способностями, которые требуются для эффективного осуществления конкретных действий в отдельной предметной области. Они включают узкоспециальные знания, особого рода предметные умения, навыки, способы мышления.
На этой основе можно утверждать, что для эффективного развития предметной компетенции в сфере литературы требуются следующие знания: литературные знания, знания о тексте, знания о чтении, знания о себе как читателе.
Метапредметные компетенции представляют собой овладение основными универсальными учебными действиями. Они включают следующие виды действий:
- Регулятивные,
- Коммуникативные,
- Познавательные.
Способы деятельности используются в рамках образовательного процесса или при решении проблем в реальности. Их учащиеся осваивают на основе одного, нескольких или всех учебных предметов. Формирование метапредметных компетенций у младших школьников характеризуется освоением универсальных способов деятельности.
Регулятивные компетенции предполагают управление собственной деятельностью, контроль и коррекцию, инициативность и самостоятельность. Коммуникативные компетенции характеризуют речевую деятельность и навыки сотрудничества. Познавательные компетенции помогают осуществлять работу с информацией или учебными моделями. Благодаря им школьники учатся использовать знако-символические средства, общие схемы решения. Они учатся выполнять логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации.
Для метапредметной технологии характерно включение каждого младшего школьника в различные виды деятельности. Педагоги при этом должны создавать условия для их личностного роста. В качестве результата метапредметного обучения выступает развитие мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия.
Перед учителями в школе стоит задача, позволяющая выявить и развивать способности каждого ученика. Школьники в младших классах должны достичь не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов. Для развития метапредметных компетенций необходимо не только продумать содержательный аспект урока, но и технологии, которые будут на нем использоваться.
Развитие метапредметной компетентности у младшего школьника
Для формирования метапредметных компетенций у младшего школьника необходимо включение каждого из них в разные виды деятельности. Метапредметная компетенция младшего школьника предполагает наличие комплексного ресурса его личности. Этот ресурс обеспечит возможность эффективной и разносторонней учебной и исследовательской деятельности (готовность и возможность вести метапредметную учебно-исследовательскую деятельность).
Готовность необходимо здесь соотносить с долговременной готовностью в качестве интегративного личностного образования. Оно включает в свой состав мотивационные, эмоционально-волевые, установочно-поведенческие и рефлексивные компоненты. Способность должна соотноситься с когнитивным и поведенческим компонентом (личностные, регулятивные, общепознавательные и коммуникативные универсальные учебные действия, составляющие метапредметные результаты образования).
Сегодня актуализирован метапредметный подход, который стал рассматриваться в качестве ядра российского образования. Он предназначен для обеспечения перехода от существующей практики разделения знаний на предметные к целостному образному восприятию мира (мета-деятельность).