Формирование личности – это процесс приобретения индивидом личностных качеств, усвоения основ социальной жизнедеятельности и установления взаимодействия с социальной средой.
Формирование личности тесно связано с процессом ее социализации т.е. приобщения к социальному пространству. Индивид не может стать личностью в изолированном состоянии. Только социальное взаимодействие способствует развитию личностных свойств и формированию навыков различной деятельности.
В этой связи, коллектив имеет огромный воспитательный потенциал в формировании личности.
Значение коллектива в развитии личности
Коллектив обладает одной важной воспитательной функцией – ориентация на разностороннее личностное развитие каждого участниками коллективного взаимодействия.
Участвуя в коллективной деятельности, становясь субъектом коллективного творчества, ребенок приобретает навыки межличностного коммуникативного взаимодействия и формирует свои направления социальной жизнедеятельности.
Значение коллектива в развитии личности подрастающего поколения сводится к следующему:
- Формирование навыков сотрудничества и ценности социального взаимодействия в ходе совместной коллективной деятельности;
- Коллектив предъявляет к каждому участнику определенные требования, которые ориентированы на формирование нравственных ориентиров деятельности, развитие определенных нравственных качеств;
- Формирование таких свойств личности, как: сочувствие, взаимопомощь, терпимость, ответственность. Все это закладывается в ходе коллективной деятельности. Каждый участник коллектива учится проявлять терпение к чужому мнению и чужой точке зрения, уважать чужие интересы и потребности, помогать друг другу для достижения общей цели, проявлять милосердие и сострадать;
- Формирование личностных качеств является следствием организованного воздействия коллектива на их становление;
- Коллектив выступает механизмом передачи воспитательной и образовательной информации от педагога к учащемуся;
- Развитие коллектива прямо пропорционально связано с развитием личности. поэтому коллектив должен непрерывно развиваться и двигаться вперед в своем развитии;
- Оказывает воздействие на индивидуальность личности. это воздействие зависит от формы организации коллектива, социальной направленности его деятельности. коллектив может, как способствовать сохранению индивидуальности личности и помогать в ее раскрытии, а может подавлять ее, замораживать возможность индивидуальных проявлений личности;
- Воспитание трудолюбия. В коллективе происходит развитие трудовой деятельности детей. Именно коллектив стимулирует проявление трудовой активности ребенка, развивает трудовую инициативу.
Таким образом, правильно организованный коллектив, социально значимая деятельность его участников являются ориентиром положительного развития личности ребенка.
Этапы развития личности в коллективе
Жизнь коллектива основана на соблюдении определенных правил, которые должны выполнять все участники коллективного взаимодействия. Деятельность коллектива, как правило, имеет определенную базу принципов и ориентиров деятельности. Если в коллективе формируются положительные эмоциональные взаимоотношения, устанавливается благоприятный психологический климат, то коллектив становится положительным фактором формирования личности.
Коллектив оказывает на личность, ее ориентиры деятельности, социальные установки определенное воздействие. Оно зависит от времени нахождения индивида в коллективе, его связей с другими членами коллектива, норм и ценностей, лежащих в основе коллективной жизнедеятельности.
Также, на развитие личности в коллективе оказывает воздействие структурное устройство коллектива и динамика его развития. Личность развивается вместе с коллективом, проходя вместе с ним все стадии его становления и совершенствования.
Этапами развития личности в коллективе являются:
- Этап становления. Происходит объединение людей в коллектив для организации какой-то совместной деятельности. Деятельность коллектива направляется ее целевым назначением. Все участники коллектива следуют единой цели. Это развивает в личности чувство социальной причастности к общей деятельности, желание сотрудничать для достижения общего блага. Данный этап завершается выделением в коллективе актива т.е. таких участников, которые обладают лидерскими качествами, проявляют социальную активность в тех или иных направлениях деятельности. Лидер контролирует деятельность других участников коллектива, устанавливает нормы и правила взаимодействия участников коллектива, определяет направления работы.
- Этап усиления влияния коллектива на личность. Постепенно коллектив становится системным образованием, т.е. он включает в свой состав совокупность участников, которые связаны друг с другом и действуют сообща. Участники коллектива выполняют требования лидера, действуют в едином направлении для достижения поставленной цели. Это способствует формированию каждой личности, являющейся участником коллектива.
- Этап коллективного роста. Он характеризуется личностным развитием каждого участника коллектива. Оно может быть связано с различными аспектами деятельности коллектива, в которых его участники проявляют себя с разных сторон. Коллективное взаимодействие требует наличие развитого чувства ответственности и уважения к чужому мнению и чужому труду. Каждый участник коллектива формирует в себе эти качества, растет и совершенствуется вместе с развитием коллективных отношений.
- Этап движения. На этой стадии происходит переход от развития личности к саморазвитию. Каждый член коллектива, усвоивший общие требования, начинает предъявлять требования к себе т.е. необходимые условия развития его личности, способствующие выполнению общих требований и достижению единой коллективной цели.
Таким образом, коллектив способствует не только становлению и развитию личности, но и активизирует процессы саморазвития и самовоспитания.
Коллективное взаимодействие направлено, в первую очередь, на усвоение личностью норм и ценностей социального поведения. Каждый участник коллектива оказывает то или иное воздействие на формирование личности другого члена коллектива и его социальное становление.