Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование коммуникативных умений у дошкольников в условиях группы выходного дня.

Основы организации пребывания детей в группах выходного дня

Определение 1

Группа выходного дня – это специально организованная группа пребывания воспитанников в дошкольной образовательной организации в выходные дни.

Организация пребывания детей в таких группах характеризуется малым временным промежутком. Именно поэтому создаются такие группы. Они ориентированы на детей, которые, по различным причинам не могут посещать ДОУ ежедневно, оставаясь на полный день. При этом, им необходимо социальное развитие, формирование коммуникативных навыков и освоение иных видов деятельности, направленных на их общее личностное развитие.

Такие группы, в настоящее время, существуют не во всех ДОУ, а только в некоторых из них. Они позволяют реализовать социально-коммуникативное развитие детей, не посещающих ДОУ, предоставив им возможность общения со сверстниками и организацию различных видов детской деятельности – как самостоятельной, так и при участии воспитателя.

В основе создания групп выходного дня в ДОУ лежит формирование полноценной развивающей среды для каждого ребенка и обеспечение единого воспитательного пространства в семье и дома. Ребенок погружается в социальную среду, что компенсируется недостатки его коммуникативного взаимодействия, возникающие при постоянном нахождение в условиях семьи.

Работа в группе выходного дня реализуется по следующим направлениям:

  • Поддержание и укрепление здоровья воспитанников.
  • Формирование мотивации к следованию концепции здорового образа жизни.
  • Коммуникативное развитие воспитанников.
  • Усвоение норм культурного поведения: культа общения, социального взаимодействия, культура речи.
  • Познавательное развитие дошкольников.
  • Физическое развитие дошкольников.
  • Духовно-нравственное воспитание детей.

Все эти направления реализуются за счет организации разных видов детской деятельности, содержание которых имеет свою специфику. Она обусловлено разновозрастным составом групп выходного дня. Как правило, группы выходного дня посещает небольшое количество детей. Создание групп, дифференцированных по возрастному признаку, попросту, нецелесообразно. Потому, в группах создаются условия для полноценного развития детей всех возрастов, с учетом психофизиологических особенностей их развития.

«Формирование коммуникативных умений у дошкольников в условиях группы выходного дня.» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Посещение групп выходного дня помогает удовлетворить запросы родителей в коммуникативном развитии детей, которые не могут посещать ДОУ, и подготовить их к поступлению в школу, т.е. погрузить ребенка в социальную среду, познакомить с ней и сформировать понимание основ общения с разными возрастными категориями граждан, в разных социальных ситуациях.

Педагогическое сопровождение коммуникативного развития дошкольников в группах выходного дня

Огромная роль в развитии личности ребенка, посещающего группы выходного дня, принадлежит педагогу. От него требуется создание соответствующих условий в этих группах, ориентированных на социальное взаимодействие детей, раскрытие их творческого потенциала и ознакомление с окружающим миром и основами его функционирования.

Педагог реализует взаимодействие с родителями воспитанников и помогает детям установить взаимодействие друг с другом, наладить контакты, сформировать навыки продуктивного общения.

Педагогическое сопровождение коммуникативного развития дошкольников в группах выходного дня опирается на следующие организационные аспекты:

  1. Построение учебно-воспитательного процесса в группах выходного дня в опоре на объединение личностно-ориентированного, системно-деятельностного, социокультурного и интегративного подхода к реализации образовательной деятельности.
  2. Наполнение предметно-развивающей среды групп выходного дня предметами и ситуациями социального характера, стимулирующими вхождение ребенка в социальное пространство и освоение им норм коммуникативного взаимодействия в нем.
  3. Реализация взаимодействия с родителями ребенка для получения им социального опыта и развитие коммуникативных навыков.
  4. Профессиональные навыки педагога, умение работать в группах кратковременного пребывания и планировать учебно-воспитательный процесс в них.
  5. Включение коммуникативного компонента в режимные моменты пребывания детей в группах выходного дня и в разные виды детской деятельности.
  6. Организация группового общения детей. Оно выступает средством сплочения коллектива воспитанников и позволяет расширить область коммуникативной практики дошкольников.

Следует отметить, что коммуникативное развитие дошкольников в группах выходного дня реализуется в ходе двух основных видов деятельности, лежащей в основе функционирования этих групп: свободная самостоятельная деятельность детей и партнерская деятельность, организуемая воспитателем. Партнерская деятельность носит непринужденный характер и состоит в установление педагогом с воспитанниками взаимодействия в ходе реализации разных видов деятельности.

Условия продуктивной деятельности педагогов в группах выходного дня

Чтобы обеспечить полноценное социально-коммуникативное развитие разновозрастного состава групп выходного дня, педагогу придется столкнуться с рядом трудностей. Они связаны со спецификой функционирования группы – кратковременность пребывания, посещение только в выходные дни, запросами родителей и сложностями адаптации на первых порах ее посещения воспитанниками.

Реализация полноценного развития дошкольников в данных группах и обеспечение их вливания в социальную среду, осуществляется в опоре на соблюдение ряда условий деятельности педагогов. К ним относятся:

  1. Обеспечение сбалансированности деятельности воспитанников. Имеется в виду баланс самостоятельной и партнерской деятельности;
  2. Учет педагогом временного периода, отводимого на адаптацию воспитанников. В группах выходного дня адаптация проходит труднее. Дети посещают группы только в выходные и находятся в них только по три-четыре часа. За неделю происходит отвыкание от посещения новой социальной среды и требуется применять методы и средства, ориентированные на освоение ребенка в новой обстановке;
  3. Написание перспективного плана деятельности педагогом;
  4. Подбор оптимальных развивающих занятий, соответствующих возрастным возможностям воспитанников групп;
  5. Ведение педагогом индивидуального дневника достижений воспитанников, в котором анализируются проблемы вхождения детей в социальное пространство, усвоение правил коммуникативного взаимодействия в различных ситуациях;
  6. Мотивация детей к разным видам деятельности, общению и взаимодействию.
Дата последнего обновления статьи: 07.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot