Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Логопедическая работа по формированию пространственных представлений у учащихся младших классов

Необходимость формирования пространственных представлений у учащихся младших классов

Определение 1

Пространственные представления – это представления об окружающем пространстве и пространственно-временных отношениях, свойствах, форме, величине, а также местоположении и перемещении предметов относительно тела ребенка и других предметов.

Деятельность логопеда направлена на устранение затруднений в освоении навыков письма у детей младшего школьного возраста. Это обусловлено тем, что именно письмо является базовым навыком, на котором основана успешность всего последующего обучения. Как показывает практика логопедической работы, большое значение в коррекционной работе по устранению нарушений письма, является развитие у детей пространственных представлений. Это обусловлено, тем, что в процессе письма в деятельность вовлекаются практически все отделы коры головного мозга, органы слуха и зрения, мышцы пишущей руки и всего тела ребенка.

Значимость развития пространственных представлений у детей младшего школьного возраста обусловлена тем, что данные представления включают в себя:

  1. Ориентирование на листе бумаги во время выполнения различных графических заданий.
  2. 2 Ориентирование в порядке и последовательности выкладывания и написания элементов.
  3. Умение верно оценить размер, расстояние, форму и взаимное положение предметов и их положение относительно учащегося.
Замечание 1

Таким образом, значимость формирования пространственных представлений у детей младшего школьного возраста очевидна, так как от их сформированности и развитости зависит уровень освоения навыков письма.

Основные причины и признаки несформированности пространственных представлений у детей младшего школьного возраста

Зачастую несформированность пространственных представлений к младшему школьному возрасту отмечается у детей, имеющих разные степени умственной отсталости, дефекты восприятия, бедность слуховых и наглядных представлений, речевые недоразвития и ограниченный опыт игровой деятельности.

«Логопедическая работа по формированию пространственных представлений у учащихся младших классов» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Недостаточное развитие пространственных представлений оказывает негативное влияние на освоение детьми младшего школьного возраста письменной речи.

Как показывает логопедическая практика, несформированность пространственных представлений у детей младшего школьного возраста, проявляется в виде следующих признаков (проблем):

  1. Трудности в определении сторон (право и лево), название расположения предметов.
  2. Сложности в понимании схемы своего тела, а также тела того человека, который стоит напротив учащегося.
  3. Неумение верно оценить пространственное расположение окружающих объектов.
  4. Сложности в понимании и усвоении последовательности числовых и предметных рядов (перед, до, за, между), времени суток, дней недели, последовательности месяцев в году и т.д.
  5. Сложности с графическим обозначением направлений. Слабая графомоторная память сохраняет изображение букв зеркально, в результате чего при письме отмечается смешение элементов. В дальнейшем могут развиваться трудности ориентировки на листе, что будет мешать правильному оформлению письменных работ.
  6. Трудности с усвоением временных представлений. На письме это отмечается так, что если слова похожи по внешним признакам, то ошибок ребенок не допускает (зима-лето, день-ночь). В случае, если различия не столь выражены, то при написании возникают определенные затруднения (осень-весна, утро-вечер).
  7. Трудности в понимании и различии возраста, родственных отношений и т.д.
  8. Сложности при изучении предлогов. Отмечаются трудности в дифференциации предлогов, их смешении.

Этапы формирования пространственных представлений в рамках логопедической работы с учащимися младших классов

В рамках логопедической работы, формирование пространственных представлений у детей младшего школьного возраста осуществляется по следующим направлениям:

  1. Освоение схемы собственного тела.
  2. Научение различия правой и левой части тела.
  3. Освоение навыков ориентирования в пространстве.
  4. Освоение навыков самостоятельного определения пространственных соотношений элементов букв и графических изображений.
  5. Освоение навыков ориентирования на плоскости (листе бумаги).

Формирование пространственных представлений в рамках логопедической работы у детей младшего школьного возраста осуществляется посредством следующих двигательных и ритмических упражнений:

  • параллельное выполнение руками и ногами разных движений (например, правая рука – сгибается, одновременно левая – разгибается);
  • перекрестные движения ногами и руками;
  • «рисование» в воздухе руками;
  • слежение глазами за перемещающимися предметами, солнечным зайчиком, обведение глазами контура предмета и т.д.
Замечание 2

Таким образом, значимость формирования пространственных представлений в логопедической работе, не вызывает сомнений. Однако, как показывает практика, пространственные представления формируются очень медленно. Поэтому проводимая логопедом работа должна быть систематической и целенаправленной.

Работа логопеда по формированию пространственных представлений у детей младшего школьного возраста, состоит в том, что он учит:

  1. Лучше осознавать схему собственного тела и называть незначительные части тела у других людей, животных.
  2. Определять и обозначать направления в пространстве, включая работу на листе бумаги, в тетради.
  3. Ориентироваться в пространстве среди окружающих предметов.
  4. Определять последовательность графических знаков.
Замечание 3

Выполнение таких заданий позволяет развивать графо - моторные навыки и быстрее и правильнее осваивать пространство листа бумаги.

Основные приемы логопедической работы по формированию пространственных представлений у детей младшего школьного возраста:

  1. Использование наглядностей, с целью опоры на них в процессе работы.
  2. Использование разнообразных ритмических и двигательных упражнений, направленных на перестроение и построение.
  3. Практическая работа со специальным коррекционными предметами, способствующими формированию пространственных представлений.
  4. Дидактические игры и наглядный материал.
  5. Игровые и проблемные ситуации, направленные на формирование интереса ребенка к коррекционной логопедической работе.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 27.06.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot