Принцип коммуникативности как основа языкового познания
Коммуникативная культура – это навыки построения системы социального взаимодействия в различных сферах жизнедеятельности, ориентированного на достижение конкретных результатов.
Коммуникативная культура является залогом успешного социального развития личности, поэтому, обучение иностранному языку опирается на принцип коммуникативности, т.е. формирования у учащихся компетенций в области владения языком и его практического применения в сфере общения и делового взаимодействия с носителями данного языка в их культурной среде.
Данный принцип используется в языковом познании для обучения учащихся полноценному говорению на иностранном языке. Именно практические языковые навыки являются залогом развития коммуникативной культуры и успешного овладения иностранным языком.
Посредством опоры на принцип коммуникативности в языковом познании удается:
- Сформировать навык выражения своих мыслей в иностранной речи;
- Обучить основам информационного обмена на иностранном языке;
- Развить навыки аудирования. Без восприятия иностранной речи невозможно научиться полноценно разговаривать, строить диалоги.
Принцип коммуникативности предполагает необходимость развития мотивации к говорению учащегося на иностранном языке. Если нет потребности, желания и стремления выражать свои мысли в иностранной речи, понимать собеседника и строить с ним диалог, то формирование коммуникативной культуры учащегося теряет свою актуальность и значение.
Принцип коммуникативности языкового образования предполагает:
- Установление взаимодействия между учащимися в ходе общения;
- Выполнение разнообразных познавательных операций, языковых приемов для достижения единой коммуникативной цели;
- Развитие умений объяснять свои мысли и желания разными способами и языковыми приемами;
- Совершенствование коммуникативных навыков каждого участника общения за счет его взаимодействия с другими участниками.
Принцип коммуникативности основан на формировании навыков речевого взаимодействия учащихся. Изучение языковой лексики и грамматики не выступает приоритетной целью, они являются, лишь, средствами достижения развития коммуникативного взаимодействия на иностранном языке.
В ходе развития коммуникативной компетенции происходит акцентирование внимания на формировании социокультурных основ социального взаимодействия, ликвидации культурной безграмотности и культурных стереотипов, ознакомлению с культурными особенностями иностранного государства и его народов.
Использование методов проблемного обучения на уроках иностранного языка
Методы проблемного обучения позволяют сформировать основы коммуникативной культуры учащихся на уроках иностранного языка.
Проблемное обучение помогает сформировать навыки мыслительной деятельности, а также выражения своих мыслей в речи. Если это делать на иностранном языке, то в разы повышается коммуникативная компетентность учащихся, что формирует основы коммуникативной культуры школьников.
Постановка проблемы должна быть тщательно проработана педагогом. Важно, ставить такие проблемы, которые близки учащимся, вызывают у них эмоциональный отклик, что заставляет их размышлять по поводу данной проблемы и искать ответы на поставленные вопросы. Проблема должна выбираться, исходя из возрастной группы учащихся и их индивидуальных особенностей общего и коммуникативного развития.
Наиболее актуальной формой работы, с использованием проблемных методов, выступает групповая работа. Она является залогом успешного развития основ межличностной коммуникации. Групповая работа строится таким образом, что каждый участник становится субъектом коммуникативного взаимодействия, успех которого зависит от полноценной работы каждого. Поэтому, сильные учащиеся помогают слабым, которые, в свою очередь, стремятся достичь уровня коммуникативного развития сильных учащихся.
Групповое обсуждение проблемного момента позволяет активизировать навыки говорения и коммуникативного взаимодействия каждого учащегося.
Методы проектного обучения на уроках иностранного языка
Проектное обучение выступает основой творческого языкового развития учащихся, что положительно сказывается и на формировании их коммуникативной культуры.
Составление проекта позволяет активизировать все языковые знания и навыки учащихся, а представление проекта способствует формированию основ правильного выражения своих мыслей на иностранном языке в четкой и лаконичной форме.
Использование проектного обучения в языковом познании способствует:
- Развитию культуры общения и социального взаимодействия учащихся;
- Формированию основ коммуникативного общения;
- Развитию навыков выражения своих мыслей на иностранном языке в краткой и понятной форме, с передачей сути;
- Развитию навыков исследовательской деятельности;
- Освоению работы с разными информационными источниками;
- Формированию основ проявления терпимости и уважения к чужому мнению и точке зрения;
- Развитию естественной потребности языкового взаимодействия на иностранном языке;
- Раскрепощению в использовании языковых средств и приемов для построения монологической и диалогической речи.
Проектная деятельность выступает творческим процессом. Она позволяет применять знания по иностранном языку в нестандартных ситуациях, разрешать различные проблемы языкового взаимодействия.
В ходе проектной деятельности развиваются не только навыки говорения учащихся, но и формируются основы аудирования, т.е. восприятия речи собеседника на иностранном языке. Учащиеся слушают иностранную речь друг друга при представлении проектов, стремятся к ее пониманию.
Проектные методы обучения могут быть использованы при изучении любой темы по иностранному языку. Они не утрачивают своей актуальности в использовании на разных уровнях и этапах школьного языкового познания.