Сущность понятия «готовность к выбору будущей профессии»
Выбор будущей профессии является сложным и длительным процессом. Он подвержен влиянию большого количества факторов и затрагивает все стороны прошлой, настоящей и будущей жизни учащегося. Выбор будущей профессии является процессом профессионального самоопределения личности.
Профессиональное самоопределение – это процесс осознанного принятия решения в отношении своей будущей профессии и трудовой деятельности с целью подготовки к ней и освоения профессионального мастерства.
Профессиональное самоопределение нацелено на развитие у учащегося внутренней готовности к трудовой деятельности, которую он будет реализовывать самостоятельно, применяя для этого свои знания, навыки, прилагая определенные усилия.
Сущность «готовности учащихся к выбору будущей профессии» можно отразить следующими положениями:
- Готовность является устойчивым состоянием личности, при котором ее интересы совпадают с ее склонностями и талантами, имеется практический опыт деятельности в выбранном направлении и полноценные знания об особенностях и сложностях своего профессионального пути.
- Осознанный выбор своего профессионального пути. Учащийся знает свои индивидуальные особенности развития, свои возможности, а также требования к личности, предъявляемыми каждой профессией. Выбор профессии осуществляется на основе сопоставления этих данных.
- Наличие внутреннего убеждения в правильности выбранного пути. Учащийся знаком с рынком труда и его требованиями, особенностями профессии и желает попытать свои силы в освоении данного профессионального мастерства.
Профессиональное самоопределение является решением личности, которое ориентируется на его дальнейшее развитие, ближайшую перспективу. Выбор профессии отвечает потребностям и интересам личности и ее видению своего жизненного пути, картины своей профессиональной деятельности.
Профессиональное самоопределение осуществляется на основе понимания личностью своих возможностей, склонностей, стремления к выполнению конкретных профессиональных функций и операций. Данное самоопределение является сложным и многофакторным процессом. Чтобы оно было успешным и способствовало самореализации и самоутверждению личности, необходимо создание определенных условий подготовки личности к выбору своей будущей профессии.
Педагогические условия формирования профессионального самоопределения учащихся
Подготовка к профессиональному самоопределению должна осуществляться в течение всей жизнедеятельности учащегося. Нельзя подготовиться к выбору профессии моментально. Сделать это за краткий временной период – период обучения в старшей школе, также достаточно сложно. Поэтому, требуется создание в учебном учреждении специальных организационных условий, которые помогут в формировании осознанного выбора учащимися своей будущей профессии. Такими условиями являются:
Воспитание положительного отношения к трудовой деятельности, развитие таких качеств, как трудолюбие и уважение всех видов труда;
Подготовка учащихся всех уровней обучения к предстоящему профессиональному выбору путем ознакомления с различными видами профессий, их особенностями;
Рисунок 1. Профориентация. Автор24 — интернет-биржа студенческих работФормирование навыков деятельности, завоевания симпатии работодателей на трудовом рынке;
Развитие у учащихся системы академических и профессионально-технических знаний;
Проведение внеклассных часов, на которых осуществляется проектирование учащимися планов своего жизненного пути, прогнозирование итогов достижения, имеющихся целей и задач;
Организация системы взаимодействия между образовательными учреждениями и рынком труда, в частности, руководством предприятий, сферой услуг, с целью организации экскурсий для ознакомления учащихся с их деятельностью, прохождения практики в ходе среднего профессионального и высшего образования;
Создание условий обучения, отвечающих принципам преемственности образовательных программ школы, училищ и техникумов, вузов с профессиональными направлениями деятельности. Это означает, что изучаемая теория не должна отклоняться от реальной практики.
Формы профориентационной работы с учащимися
Профориентационная работа – это система мероприятий, направленных на подготовку учащихся к профессиональному самоопределению, выбору будущей профессии, видению перспектив своего профессионального развития.
Профориентационная работа осуществляется для ознакомления учащихся с рынком труда, его законами, профессиями и их особенностями, физиологическими и психологическими требованиями профессий к личности учащегося, диагностирования профессиональных склонностей и способностей, психологическую подготовку и формирование навыков стратегического планирования своего профессионального развития.
В ходе профориентационной подготовки осуществляется ознакомление учащихся с ценностями профессиональной сферы, а также ценностями личности, которыми она должна обладать для достижения успеха в том или ином направлении профессиональной деятельности.
Профессиональная ориентация реализуется в ходе образовательной и воспитательной деятельности. Она включается в учебный процесс и внеклассную работу.
Основными формами профориентационной работы являются:
- Профессиональное просвещение. Оно связано с ознакомлением учащихся с трудовой деятельностью, ее основами, рынком труда, профессиями. Это реализуется через уроки технологии, классные часы на различные темы профессиональной направленности, организацию кружков в школе;
- Профессиональная информация. Она подразумевает предоставление учащимся информации о текущем развитии рынка труда, востребованности конкретных профессий, характером трудовой деятельности по определенным специальностям и профессиям, с вузами, готовящими к той или иной профессии и т.д.;
- Профессиональная консультация. Она связана с оказанием учащемуся помощи и поддержки в выборе своего профессионального пути. Для этого осуществляется диагностика уровня интеллектуального развития учащегося, выявляются его склонности, таланты, желания и стремления.
Рисунок 2. Готовность старшеклассников к выбору профессии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ