Физическая готовность детей к школьному обучению
Физическая готовность ребенка к школе – это определенный уровень состояния здоровья, морфофункциональной зрелости организма, развития двигательных навыков и качеств, физической и умственной работоспособности.
Переход ребенка в школу из детского сада – трудный этап его жизни, который требует напряжения физиологических систем организма и эмоционально-волевой сферы. Чтобы этот этап прошел безболезненно, нужно начинать заблаговременную подготовку к школе. Ребенок должен не только овладеть определенным набором знаний и умений, но и иметь хорошее физической и психическое здоровье.
К сожалению, в прошедшее десятилетие в РФ отмечается значительное ухудшение состояния здоровья дошкольников. Всероссийская диспансеризация показала, что лишь 32% детей являются полностью здоровыми, 52% имеют некоторые функциональные отклонения, а 16% страдают хроническими заболеваниями.
Перед поступлением ребенка в первый класс должен быть дан прогноз по его адаптации к новым условиям и сформулированы комплексные психолого-медико-педагогические рекомендации.
Формирование физической культуры дошкольников
Для физического развития и оздоровления детей 5-7 лет разработан комплекс мер, состоящий из следующих блоков:
Первый блок – здоровьесберегающие технологии, формы, средства и методы физического воспитания детей дошкольного возраста, включающий следующие мероприятия:
- комплексную психолого-физиологическую диагностику развития ребенка и его готовности к обучению в школе, мониторинг состояния здоровья и физического развития детей;
- отбор педагогических технологий, учитывая возрастные особенности детей и их функциональные возможности на данном этапе развития, отказ от школьного типа обучения детей-дошкольников;
- внедрение здоровьесберегающей среды в детском саду;
- проектирование физкультурно-игровой среды в условиях детского сада, чтобы оздоравливать и всесторонне развивать личность ребенка;
- разработка образовательных технологий.
Второй блок – повышение качества работы по физическому развитию дошкольников. Для этого необходимо:
- разрабатывать и реализовывать образовательные программы, направленные на формирование у детей ценностного отношения к здоровью ЗОЖ, включение соответствующих материалов в структуру самых разных занятий;
- использовать новейшие технологии обучения детей разным видам движений, повышать эффективность занятий физкультурой, проводить мониторинг физического развития и состояния здоровья дошкольников;
- привлекать семьи к процессу формирования у детей здорового образа жизни и культуры здоровья.
Третий блок – модернизация содержания работы с дошкольниками на основании внедрения ряда личностно ориентированных педагогических технологий. Для этого необходимо:
- разработать дифференцированные занятия по физкультуре, учитывающие уровень двигательной активности дошкольников, состояние их здоровья, уровень физической подготовленности и половозрастные различия;
- разрабатывать технологии оздоровительной физкультуры, учитывая уровень индивидуального развития каждого ребенка в ДОУ;
- внедрять элементы креативной педагогики, чтобы формировать положительную мотивацию у детей самовыражаться посредством движения и образного перевоплощения на основании удовлетворения их двигательных потребностей.
Четвертый блок – развитие и совершенствование адаптивных и функциональных возможностей организма детей предполагает необходимость использования комплексов физических упражнений и игр, способствующих развитию двигательных качеств и навыков.
Пятый блок – работа детского сада с семьями, общеобразовательными и спортивными секциями.
Диагностика физической готовности ребенка к школе
Средствами своевременной и углубленной диагностики физической подготовки может быть выявлен уровень развития двигательных и прочих физических качеств у дошкольников, а также определена степень соответствия физического развития норме по возрасту. Результаты такой диагностики помогают в изучении особенностей развития детей и определении оптимальных методик физического воспитания.
Прочный фундамент общей физической готовности, который был заложен посредством дифференцированного обучения детей основному набору движений и двигательных способностей помогает достижении гармоничного физического развития в период их подготовки к обучению в школе.
При определении степени готовности ребенка к школе, следует учитывать не только уровень моторики, но и потенциальных двигательных возможностей. Степень развития физической готовности каждого ребенка дает возможность оценивать его функциональные и двигательные возможности.
Комплексную оценку двигательной активности детей делают с помощью различных методик: шагометрии, хронометрирования и педагогического наблюдения.
Диагностические тесты помогают воспитателям определять причины отставания физического развития того или иного ребенка в освоении материала программы, создав предпосылки оптимизации процесса физического воспитания детей.
Уровень физической готовности детей можно определить посредством оценки следующих аспектов:
- степень овладения детьми азбукой движений, то есть базовым набором умений и навыков в различных играх и упражнениях, элементами основных типов движений;
- умение активно принимать участие в различных типах двигательной активности, с самостоятельным использованием своего арсенала двигательных способностей;
- развитие основных физических качеств и двигательных способностей, включающих быстроту реакции, ловкость, гибкость, силу, выносливость, координационные особенности;
- общая двигательная активность ребенка на протяжении времени пребывания его в ДОУ.