Читательский интерес – это проявление активности и инициативности в процессе чтения, интереса к книге и желание осуществлять самостоятельное чтение для поиска информации, получения опыта и увлекательного времяпрепровождения.
Читательский интерес отражает заинтересованность учащегося текстом, т. е. желание прочитать его и узнать, о чем в нем идет речь. Он возникает также из-за внешних признаков оформления книги или текста. Если книга имеет красивые иллюстрации, в тексте содержатся фотографии, картинки, то это привлекает внимание ребенка и развивает его стремление к чтению. Иногда, внимание ребенка привлекает обложка книги. Она может быть оформлена очень необычно – ярко, с большой красочной иллюстрацией.
Читательский интерес развивается постепенно и, в конце концов, он перерастает в личностное свойство т.е. заинтересованность в чтении становится потребностью, желанием и стремлением отдельной личности. Книга, в данном случае, становится спутником жизни, другом, товарищем.
Читательский интерес необходимо начинать формировать у ребенка в младшем школьном возрасте. Это окажет положительное воздействие на последующее развитие учащегося, укрепит его мышление, память, разовьет воображение и фантазию.
Сформированность читательского интереса определяется его устойчивостью и действенностью.
Требования к сформированности читательского интереса у современного школьника
Чтение является одним из приоритетных направлений развития учащихся младших классов. Оно способствует достижению образовательных и воспитательных задач современного образовательного пространства.
Развитие читательского интереса формирует читательскую самостоятельность учащегося, которая является основой непрерывного самообразования, саморазвития, самоутверждения личности ребенка.
Работа педагога в направлении формирования читательского интереса младшего школьника сводится к его ориентации на расширение опыта учащегося в чтении, формировании умения читать и делать это самостоятельно. Процесс чтения должен стать желанным для ребенка, иначе он не принесет должного образовательного и развивающего эффекта.
Чтобы сформировать читательский интерес младших школьников необходимо создать для этого соответствующие условия. К ним относятся:
- Применение различных форм организации учебных занятий, способствующих формированию стремления учащихся читать и познавать мир, через чтение.
- Формирование читательской компетентности учащихся, посредством нетрадиционных методов и приемов: литературные игры, театральное творчество, конкурсы литературной ориентации.
- Мотивация к творческой деятельности младших школьников. Раскрытие творческого потенциала напрямую связано с формирование читательской заинтересованности.
Сформированность читательского интереса младших школьников определяется рядом показателей:
- Эмоциональное восприятие литературы и процесса чтения;
- Устойчивое стремление к чтению разнообразных художественных произведений. Данное стремление должно носить стабильный характер и преобладать над иными стремлениями;
- Положительное отношение к чтению. Чтение не должно вызывать у ребенка отрицательных эмоций;
- Желание читать произведения определенного жанра;
- Ориентация в особенностях и свойствах художественной литературы: жанрах, тематике;
- Наличие навыков пользования информационными ресурсами, заложенными в книги т.е. ребенок умеет извлекать из текста необходимую информацию и практически использовать ее;
- Желание обсудить с другими прочитанное;
- Активная познавательная ориентация на конкретный объект или процесс, связанный с чтением.
Рисунок 1. Показатели читательского интереса младших школьников. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Направления и методы работы с младшими школьниками по формированию у них читательского интереса
Читательские интересы формируются, в первую очередь, на уроках литературного чтения. На этих занятиях производится активная работа с текстами, которые активизируют читательский потенциал учащегося, развивают его творческие способности.
Работа по развитию читательских интересов реализуется по следующим направлениям:
- Развитие свойств личности, выступающих предпосылками раскрытия творческого потенциала личности. у младших школьников, прежде всего, необходимо развить наблюдательность, активность, сообразительность, коммуникативные навыки, умения осмысленного восприятия информации и навыки ее анализа. Кроме того, важную роль имеет развитие волевых качеств и навыков борьбы с трудностями, а также воображение. Его активизация позволяет сформировать творческое начало личности и приобщить ребенка к чтению.
- Овладение техникой чтения. Ребенка необходимо научить правильно читать, делать это легко и свободно. Только такое чтение будет желанным.
- Применение исследовательской работы в учебном процессе. Исследования очень увлекают ребенка, а следовательно, мотивируют к познанию. Познание требует поиска информации, которая добывается, посредством чтения.
- Творческие занятия. Они ориентированы на осмысление художественного произведения через рисование героев, театральные постановки сказок, заучивание стихов и песен, изображение природы, животных и растений, словесное рисование, творческие пересказы, создание диафильмов.
Чтобы развить навыки чтения, требуется устранить все аспекты, которые могут мешать этому процессу. В частности, устранить речевые дефекты и сформировать правильное дыхание, а также сформировать навыки четкого произношения отдельных звуков. Для этих целей используются методы развития речевого дыхания, логопедические упражнения по коррекции звукопроизношения, постановке звуков, артикуляционная гимнастика и массаж, чтение скороговорок и чистоговорок.
На уроках литературного чтения, развитие навыков правильного чтения и стремления к нему реализуется посредством ряда методов:
- Упражнения на чтение слов-перевертышей и предложений перевертышей. Такие упражнения предполагают чтение слов и фраз вверх-тормашками, чтобы закрепить навыки чтения.
- Чтение слов, отличных по одной букве.
- Упражнения, ориентированные на изучение мягкого знака, правильности его использования и чтения слов с ним.
- Метод чтения с остановками. Он предполагает поэтапную проработку текста с разбором его вступления, осмыслением содержания и его анализом.
- Метод ассоциаций. На основе темы урока, произнесенной педагогом, учащиеся формируют свои ассоциации, связанные с ней.
- Выполнение иллюстраций к прочитанному произведению. Учащиеся выполняют зарисовки сцен произведения и его героев. Это активизирует их воображение.