Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование читательского интереса у младшего школьника во внеурочной деятельности

Понятия читательского интереса и особенности его формирования в младшем школьном возрасте

Определение 1

Читательский интерес – это направленный интерес, отраженный активным отношением читателя к человеческому опыту, который содержится в книгах, а также к собственной способности самостоятельно добыть этот опыт из книг.

Определение 2

Младший школьный возраст – это период развития ребенка, соответствующий времени его обучения в начальной школе. Хронологически нижние и верхние границы данного периода могут отличаться, но в среднем составляют 6-7 лет и 10-11 лет, соответственно.

Младший школьный возраст представляет собойуникальную ступень развития ребенка. Становление высших психических функций и целостной личности происходит в рамках учебной деятельности, которая на данном этапе является ведущей, пришедшей на смену игровой деятельности, являющейся ведущей в период дошкольного детства.

К особенностям формирования читательского интереса у младших школьников относят интерес ко всему новому, то есть любопытство и любознательность, посредством которых должно протекать становление интереса к чтению. Взрослые, то есть учителя или родители должны научить ребенка выбирать книги, которые не просто представляют развлекательное чтение, но и помогают переживать различные эмоции, проецировать себя на героев книг, сравнивать себя с ними, отделять себя от них и учиться отличать плохое от хорошего, чтобы воспитать личность внутри себя.

В структуре читательского интереса выделяют заинтересованность в качестве особого типа концентрации непроизвольного внимания с позитивным тоном чтения, характеризующуюся оптимальным сочетанием процессов восприятия, мышления, воображения и запоминания.

Качественными характеристиками читательского интереса являются:

  • устойчивость - определяется причиной интереса. Если интерес вызывают внешние стимулы, то он может затухнуть, если ситуация изменится, если интерес – следствие преобладающей духовной или познавательной потребности человека, то такая устойчивость существенно выше;
  • глубина – сочетание устойчивости с активностью. Между глубиной и шириной читательского интереса может возникать некоторое противоречие. Концентрация духовных сил человека на определенной области знания забирает у него возможность рассмотреть все многообразие интересов;
  • избирательность – зависит от типа предпочитаемой литературы. Принято выделять художественную и научно-познавательную направленность.
«Формирование читательского интереса у младшего школьника во внеурочной деятельности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Сущность и принципы организации внеурочной деятельности в начальной школе по развитию читательского интереса младших школьников

Создание во внеурочной деятельности условий, способствующих развитию читательского интереса детей младшего школьного возраста – одна из важных задач педагога. Сегодня внеурочную деятельность понимают в качестве деятельности, организуемой во внеурочное время, чтобы удовлетворить потребность учеников в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.

Внеурочная деятельность в данном случае выступает продолжением уроков, обогащая их, расширяя и углубляя знания детей. Уроки постоянно опираются на багаж самостоятельного чтения учеников.

Основой организации внеурочной деятельности выступают педагогические принципы. Они тесно связаны друг с другом и представляют целый комплекс. Принципы придают внеурочной деятельности некоторую устойчивость, вместе с тем открывая и динамические возможности.

Определение 3

Педагогический принцип – это педагогическая категория, которая представлена основным нормативным положением, базирующимся на определенной педагогической закономерности и характеризующимся наиболее общей стратегией решения одного класса педагогических задач, выступающим как системообразующий фактор для развития педагогической теории и как критерий непрерывного совершенствования педагогической практики, с целью повысить ее эффективность.

Внеурочная деятельность по развитию читательского интереса основана на следующих педагогических принципах:

  • целенаправленность – содержание внеурочной деятельности должно подчиняться решению общей воспитательной цели – формировать всесторонне развитую личность;
  • общественная направленность – содержание работы должно быть общественно-значимого характера, отвечать актуальным задачам социального развития;
  • ориентация на ценности – постоянный взгляд педагога на отношения воспитанника к социально-культурным ценностям, а также ценностным основам жизни, включая добро, истину, красоту и пр.;
  • воспитание личности в коллективе – оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации воспитательной деятельности. Ребенок превращается в личность благодаря общению и обособлению, которое с ним связано. В соответствии с этим, внеурочная деятельность должна направляться на организацию совместной деятельности детей, чтобы достичь общественно значимые цели, при этом не исключая индивидуальную работу педагога с каждым ребенком;
  • преемственность, последовательность и систематичность – направлены на закрепление умений и навыков, которые были усвоены ранее, а также их дальнейшее развитие и совершенствование;
  • опора на положительное в человеке – в ребенке нужно выявлять положительные черты и базироваться на них, делать ставку на доверие, предвосхищая тем самым процесс становления и возвышения личности;
  • добровольность – необходимо учитывать желания детей, организуя внеклассную работу, особенно важно это при формировании читательского интереса, так как, заставляя ребенка читать через силу, можно навсегда отбить у него желание брать в руки книгу;
  • развитие инициативы – необходимо учитывать желания детей, их предложения, чтобы каждый ребенок при проведении внеклассного мероприятия мог выполнить определенный тип деятельности.

Разнообразные формы проведения внеурочной деятельности, в которых реализованы все названные выше принципы и требования, оказывают позитивное воздействие на развитие читательского интереса младшего школьника.

Дата последнего обновления статьи: 25.08.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot