Фольклор как стимул развития творческого начала личности
Фольклор – это устное народное творчество.
Он выступает в разных формах реализации: музыкальное, словесное, обрядное творчество, сопряженное с культурой народа и ее специфическими чертами.
Фольклор находит активное применение в воспитательном и образовательном процессе начальной школы. Это обусловлено его воздействием на творческую сторону личности и ее составные компоненты.
Творческая природа устного народного творчества очень обширна. Она формирует стимул к развитию личности, раскрытию ее творческого потенциала, активизации творческих возможностей и устранению творческой замкнутости.
Рисунок 1. Творческое воображение. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Выступая стимулом развития творческих начал личности, фольклор обладает следующими характеристиками:
- Сочетание разнородных видов искусства в народном творчестве;
- Импровизационность и вариативность действий фольклора;
- Связь фольклора с музыкальной культурой;
- В основе фольклора лежит игровое действие, что привлекает ребенка, возбуждает его интерес к творчеству;
- Ценность фантазии при реализации творческого действия. Фольклор не просто позволяет, а требует не точного воспроизведения действия, а внесение в него изменений, на основании собственного видения, собственной фантазии;
- Художественная условность фольклора. В устном народном творчестве все происходящее является противопоставлением реальному миру. У детей открывается возможность не четкого воспроизведения жизненных событий, а внесение в них изменений, посредством свободы своего творчества;
- Вариативность устного народного творчества. Фольклор дает богатство выбора форм и методов деятельности: песни, танцы, хороводы, декламации, вариативность костюмов, красок и сюжетов деятельности.
Все эти характеристики фольклора утверждают его воспитательные возможности, связанные с творческим развитием личности ребенка и активизацией его воображения.
Освоение фольклорной образности на начальном этапе школьного обучения
Включение фольклора в образовательную программу начальной школы имеет важное развивающее значение. Оно сопряжено с познанием учащимися окружающего мира, освоением фольклорной образности, лежащей в основе формирования творческого воображения учащихся.
Так, освоение фольклорной образности включается в образовательный процесс начальной школы через рефлексию учащихся.
Освоение фольклорной образности выступает основой формирования творческого воображения учащихся начальных классов. Это обусловлено следующими параметрами:
- Фольклор выступает самобытной характеристикой жизнедеятельности народа, способствующей формированию у учащихся представления об устройстве мире, культуре народа. Это лежит в основе развития творческого воображения;
- Освоение визуальных, вербальных, музыкальных компонентов фольклора различными методами и средствами способствует реализации в образовательном процессе начальной школы активизации творческого воображения;
- Создание, посредством изучения фольклорной образности, эстетического и этнокультурного образовательного пространства.
Творческое воображение младших школьников формируется поэтапно. Оно связано с приобщением учащихся к культуре и творчеству через словесную, музыкальную, изобразительную и иные виды деятельности, ориентированные на освоение фольклорной образности.
Изучение фольклора на уроках чтения в начальной школе
Большой потенциал формирования знаний в области устного народного творчества принадлежит урокам чтения. Они знакомят с художественными произведениями разных типов, большинство из которых являются шедеврами устного народного творчества.
На уроках чтения используются следующие приемы изучения устного народного творчества:
- Знакомство со сказками. Сказки выступают наиболее популярным и распространенным жанром устного народного творчества. Они активизируют интерес ребенка к событиям, героям, имеют определенный нравственный контекст, формируя основы поведения и жизнедеятельности подрастающего поколения. На уроках чтения работа со сказками реализуется через приемы эмоционального описания. Они связаны с отражением учащимися эмоций, которые вызывает них тот или иной эпизод, поступок героев, событие. Это активизирует воображение учащихся и формирует свободу мысли. Также, применяется цветовое иллюстрирование событий сказок. Оно заключается в окрашивании эпизодов сказки, ее сцен определенными цветами. Это формирует эмоциональный окрас сказки в сознании учащегося.
- Творческие пересказы. Они связаны с воспроизведением образов героев произведения учащимися. для пересказов применяются народные сказки. Это развивает постижение смысла народного произведения учащимися и стимулирует развитие воображения.
- Приемы фантазирования. Они связаны с придумыванием учащимися каких-то событий, решение разнообразных проблем народного произведения, т.е. педагог предлагает придумать завершение сказки или дать героям новые способности и т.д.
- Работа с пословицами и поговорками. Они могут использоваться в качестве эпиграфов к сказкам и иным произведениям, применяться вместо названий произведения, чтобы отразить его смысл и дать учащимся возможность построить сюжет произведения.
- Придумывание загадок. Загадки опираются на иносказательное описание объектов. Потому, их самостоятельное сочинение активизирует воображение учащихся и развивает творческое мышление.
- Прием обратного рассказа. Он применяется при знакомстве со сказками. Прием состоит в изменении событий, смене характера героев и их поступков и воспроизведении сказки в новом виде.
- Знакомство с баснями. Любая басня является нравоучением. При этом, он отражается в иносказательной форме. Потому, его понимание, его раскрытие оказывает положительное воздействие на творческое развитие учащегося и активизацию его воображения.