Этнокультурная социализация – это процесс вхождения индивида в этнокультурную среду, принятие ее норм и ценностей.
Этнокультурную социализацию необходимо начинать с раннего школьного возраста ребенка. В этот период происходит активное социальное развитие, принятие культурных норм и ценностей, формируется этническая идентичность личности. Происходит развитие знаний детей о культуре своего народа, ее особенностях и ценностях, осознается их важность и значимость. Интерес к национальной культуре находится на пике развития, что делает актуальным формирование этнокультурных знаний и мотивов поведения.
Этнокультурная социализация является процессом, развитие которого подвержено воздействию многих факторов. Одни факторы оказывают положительное воздействие на этот процесс, другие же, напротив, препятствуют этнокультурной социализации.
Факторы, способствующие процессу этнокультурной социализации
Все факторы, которые оказывают воздействие на этнокультурную социализацию детей и подростков можно подразделить на три группы:
- Этносоциальные факторы.
- Этнокультурные факторы.
- Этнопсихологические факторы.
Каждая из групп факторов подразделяется на две категории: объективные и субъективные факторы. Объективные факторы являются неуправляемыми т.е. они существуют независимо от государства, социума, отдельной личности и определенным образом воздействуют на процесс этнокультурной социализации.
Субъективные факторы являются теми параметрами, которыми можно управлять и использовать их в необходимом значении и контексте для реализации процесса этнокультурной социализации.
К этносоциальным факторам, которые оказывают положительное воздействие на процесс этнокультурной социализации относятся следующие:
- Государственная политика в сфере образования, социальные программы, социально-экономические направления развития общества, предпринимаемые органами государственной власти.
- Стратегия государства в образовательной сфере и тактические мероприятия по решению образовательных задач.
- Направления этнополитики в стране.
Этносоциальные факторы являются параметрами координации и контроля поведения ребенка в этносе, членом которого он является.
К этнокультурным факторам, благоприятствующим развитию этнокультурной социализации, относятся:
- Этическая культура общества.
- Образовательная среда, в которой находится ребенок.
- Образцы поведения, которые являются нравственно приемлемыми для данного общества.
Этнокультурные факторы выполняют роль фильтра, посредством которого можно выбрать наиболее важные моральные принципы и нормы, культурные ценности и этические нормы поведения, а остальные отсеять, чтобы упростить восприятие и осознание ребенком культурных ценностей и этнических особенностей.
К этнопсихологическим факторам, положительного этносоциального и этнокультурного воздействия относятся:
- Заинтересованность ребенка социальным устройством, его проблемами и перспективами развития.
- Формирование и осознание собственного «Я» и его устройства.
- Развитие рефлексии.
- Подражание поведения взрослых, имеющих авторитет в глазах ребенка, доверие к ним и уважение их мнения и оценки поведения.
- Развитие критического мышления.
- Контроль и самоконтроль своего поведения.
- Формирование социальной идентичности т.е. индивидуальности, развитие неповторимости своих личностных свойств в социальном мире и осознание их ценности для него, формирование собственной идеологии, мировоззрения.
Этнопсихологические факторы являются внутренними координаторами социальной деятельности ребенка, регуляторами его действий и поступков.
Факторы, препятствующие процессу этнокультурной социализации
Факторы, которые отрицательно сказываются на этнокультурном развитии детей и подростков, также делятся на этносоциальные, этнокультурные и этнопсихологические.
Все факторы оказывают влияние на развитие личности ребенка и его социальное становление через систему институтов и механизмов социализации, которые устанавливают определенный образец личностного поведения в этнокультурной сфере. А образец отражает те нормы и правила, которые были усвоены ребенком. Однако, усвоение социальных норм и ценностей не всегда может проходить гладко и способствовать этнокультурному становлению личности.
К этносоциальным факторам отрицательного значения относятся:
- Обесценивание этнокультурных ценностей в обществе. Это происходит в случае социальных переворотов, революций, экономической нестабильности, спада производства, отсутствие государственного контроля, четкой государственной политики и т.д. Это ведет к тому, что ранее значимые социальные нормы и ценности попросту перестают соблюдаться и играть какое-то значение.
- Глобализация и унификация культуры, интеграция культурных норм и ценностей. Взаимопроникновение культур, стирание межкультурных границ приводит к тому, что традиции и обычаи народов уходят в прошлое, теряя свою значимость и ценность.
- Проявление национализма, открытая враждебность к национальным культурам и этническим ценностям, нетерпимость в обществе.
К этнокультурным факторам, усложняющим процесс этнокультурной социализации, относятся:
- Многонациональность. Большое количество представителей разных национальностей в социуме приводит к стиранию границ и рамок в их поведении, обесценивает национальные ценности.
- Нарушение механизмов саморазвития и самосохранения этносов.
- Этнокультурные потребности и особенности этнокультурного развития учащихся многонациональных учебных заведений не учитываются при организации учебно-воспитательной работы. Как правило, процесс образования строится на основе приоритетного этноса и ориентации на его потребности и специфику.
К этнопсихологическим факторам этнокультурной социализации, отрицательно сказывающимся на ее прохождении, относятся:
- Искажение духовных и этнических ценностей отдельной семьи. Если в семье не разговаривают на родном языке, не соблюдают традиции и обычаи своего народа, то ребенок оказывается не способен к усвоению родной культуры.
- Отсутствие у ребенка опыта взаимоотношений в этнокультурном пространстве.
- Возрастная специфика развития на разных его этапах. Дети могут быть склонны к переутомляемости и лабильности психики в младшем школьном возрасте или, напротив, гиперактивны, эмоционально неустойчивы в подростковом периоде.