Понятие методов в этнопедагогике
Методы этнопедагогики – это методы научного исследования, направленные на получение информации о сущности традиционного воспитания разных этносов, его ценностях, идеалах, методах, средствах, содержании и т.д.
Методы этнопедагогики, как самостоятельной педагогической науки, определены аксиологическими и культурологическими подходами. Все методы, вне зависимости от их природы, направлены на познание жизненного пути человека, в рамках его этнической принадлежности. То есть, методы позволяют во время педагогического процесса ознакомиться с этническими особенностями воспитания и обучения, усвоить национальный язык, традиции своего народа, его историю. Особенно интересен процесс ознакомления с историей народа, тем как время отражалось на воспитании и обучении детей, какие культурные ценности были актуальные в разные временные отрезки. История каждого народа содержит в себе много биографических примеров и жизнеописаний, которые представлены выдающимися людьми народа, посвятившими себя проблемам развития подрастающего поколения.
Особенностью методов этнопедагогики является то, что в их основе заложены методы и источники традиционной педагогики, которые видоизменились и адаптировались под её условия. Наиболее актуальными методами этнопедагогики являются археологические, социологические, этнографические и этнолингвистические методы. Каждый из данных методов формирует внутри себя собственные методы исследования, в соответствии с особенностью предмета этнопедагогики.
Таким образом, методы этнопедагогики направлены на разработку средств воспитания ребенка с учетом его этнической принадлежности посредством воспитательного опыта его предков.
Методы научного исследования в этнопедагогике
Для достижения основной цели этнопедагогики, используется совокупность методов различной степени обобщения и гносеологической наполненности. Классификация данных методов включает в себя:
Общелогические методы – это методы, представленные анализом, синтезом, обобщением, сравнением, моделированием, проектированием и экстраполяцией.
Общенаучные методы – это методы, которые представлены:
- анализом и контент-анализом различных народных литературных источников (сказки, былины, стишки, песенки и т.д.);
- теоретическим анализом и синтезом социально-педагогических исследований;
- наблюдением, изучением и обобщением педагогического опыта конкретного этноса;
- экспериментирование со средствами этнопедагогики: методы экспортного оценивания.
Исторические методы – это методы, которые представлены:
- социально-историческим методом, направленным на установление закономерностей и повторяемости педагогических процессов в ходе исторического развития этноса;
- генетическим методом, который направлен на выявление и определение причин и стадий исследуемого процесса воспитания у определенного народа;
- структурным методом, направленным на установление отдельных связей и элементов воспитания в рамках конкретного этноса.
Социологические методы – это методы, которые представлены: анкетированием, интервьюированием, комплексным социальным (психосоциальным) моделированием и рядом других.
Данные методы этнопедагогики направлены не только на достижение ее основной цели, но и на выявление новых средств воспитания, которые использовались разными этносами и народами в различные исторические периоды, их анализ и адаптацию под современные условия.
Методы теоретического и эмпирического уровня
Помимо указанных выше методов, в этнопедагогике также использует более специфичные для нее методы эмпирического и теоретического уровня.
Методы этнопедагогики теоретического уровня:
Историко-педагогический синтез и анализ – направлены на:
- установление цели, задач и предмета исследования;
- формирование и развитие различных педагогических представлений, которые представлены в воспитательных системах разных народов, в разные периоды их онтогенеза;
- использование педагогического потенциала, представленного в народной литературе (сказки, потешки, песенки, загадки и т.д.).
Данный метод помогает подрастающему поколению лучше понять современное состояние разнообразных этнопедагогических явлений.
Реконструкция – это метод, который включает такие педагогические средства, как объяснение и понимание прошедших событий, изучение трансформации педагогических знаний, на основании работы с этнопедагогической информацией. Основными носителями данной информации являются различные источники: представленные в виде конкретных документов, устная информация (ритуалы, обычаи, обряды и т.д.), изобразительные материалы и памятники.
Сравнение и обобщение различных носителей этнопедагогической информации, работа с ее непосредственными носителями.
Структуризация – это систематизация полученных историко-педагогических знаний и их последующее соотношение с разными временными периодами, выявление тенденций и перспектив использования в современных условиях.
Методы этнопедагогики эмпирического уровня:
- Диагностические методы – представлены беседой, интервьюированием, воспоминаниями носителей этнической культуры и т.д.
- Обсервационные – осуществление наблюдения в естественных условиях жизнедеятельности за народами, их семенным укладом, исследование результатов труда, образцов народной культуры и т.д.
- Полевые методы – это методы исследования культуры и традиций конкретного этноса, путем непосредственного проживания исследования в изучаемой этнической среде. При этом «чистота» полученных результатов исследования во многом зависит от времени пребывания исследователя в среде. Минимальный срок должен составлять примерно год.
Метод полевых исследований позволяет получить сведения как о материальной (орудия труда, жилища, утварь, одежда и т. д.), так и духовной (традиции, ритуалы, фольклор и др.) культуре народа, в том числе и педагогической, зафиксировав их с помощью современных (кино, фото, аудио, видеоаппаратура) и традиционных средств.