Предмет этнопедагогики
Этнопедагогика – это история и теория народного воспитания, то есть наука предметом изучения которой выступают эмпирический опыт этнических групп в воспитании и образовании детей, а также их морально-этические и эстетические взглядах на исконные ценности семьи, рода, племени, народности и нации.
В этнопедагогике объединена народная педагогика и пути ее использования в современных условиях, собран и исследован опыт этнических групп, базирующийся на многовековом, естественно развивающемся объединении традиций народов. Предметная область этнопедагогики так же изменяется, включая задачи, которые уточняются и формулируются на основании изменений социального заказа, связанного с движением общественного самосознания.
Этнопедагогика занимается исследованием педагогического опыта, выявлением возможностей и эффективных путей реализации прогрессивных педагогических народных идей в современной науке и практике, анализирует педагогическую роль определенных явлений жизни народа и разбирает их на соответствие или несоответствие современным воспитательным задачам. Задача исследований традиций народа заключается в том, чтобы проследить за причинами их образования и сохранения, условиями и потребностями, приводящими к сохранению и постоянной естественной переработке известных традиций, секретами их существования, в которых непрерывное умирание невозможно отделить от вечного возрождения.
Этнопедагогика выясняет педагогические возможности старых обычаев в современных условиях и определяет целесообразность формирования новых обычаев, способствующих воспитанию человека. Благодаря сравнительному анализу педагогических достижений, могут быть выделены наиболее рациональные, объективные и ценные черты для педагогической практики. Иными словами, этнопедагогика служит практике, вооружает учителей педагогическими средствами, проверенными на протяжении многих лет воспитательной практикой.
Предмет этнопедагогики состоит из следующих проблем:
- педагогики семейного быта;
- поговорок и пословиц народов мира и их значения и передачи нравственного опыта новому поколению;
- загадок, как средства умственного воспитания;
- народных песен и их роли в эстетическом воспитании детей и молодежи, самодельных игрушек и детского творчества;
- детской и молодежной среды, ее педагогических функций;
- колыбельных песен народов мира, в качестве выдающихся достижений материнской поэзии, школы и педагогики;
- общности педагогических культур разных народов и их национальной самобытности.
Внутри каждой обозначенной темы есть много вопросов и проблем, которые требуют внимательного изучения, а их изучение поможет более глубоко понять особенности народной культуры и педагогики.
Педагогической наукой ставится и решается множество проблем, которые никогда не ставились народной педагогикой. Вместе с этим, у народной педагогики есть такие находки, на которые педагогическая наука никогда не обращала внимания, несмотря на их безусловную воспитательную ценность. Эффективность учебно-воспитательной работы во многом зависит от умения использовать педагогические традиции народа, в которых важно осуществлять обучение и воспитание в гармоничном единстве.
Истинным является только такое воспитание, которое осуществляется в интересах народа. Воспитание, не отвечающее этим требованиям, антинародное, и его можно охарактеризовать как антивоспитание, так как оно развращает подрастающую личность ребенка.
Возможности этнопедагогического подхода к воспитанию младших школьников
В современном мире есть необходимость построения воспитания и обучения детей, учитывая многовековое культурное наследие народа, так как народная культура включает большой воспитательный потенциал.
Воспитание в духе этнопедагогики обращено к историческим корням, обычаям и традициям народа, его духовно-нравственным ценностям.
Этнопедагогика предполагает следующие приоритеты в воспитании и образовании:
- атмосфера национального быта. Каждый учитель знает, что окружающие предметы существенно влияют на формирование у ребенка душевных качеств, развивают его любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Поэтому детей необходимо окружить предметами быта, характерными для их народа, что позволят детям почувствовать себя частью народа;
- широкой использование устного народного творчества, то есть сказок, пословиц и поговорок, загадок, песен и скороговорок. В устном народном творчестве, как ни в одном другом, отражены черты народного характера, нравственные ценности, то есть представления и добре, красоте, верности и правде. Особое место отводится уважительному отношению к труду, восхищению мастерством человеческих рук. Именно поэтому фольклор – богатейший источник познавательного и нравственного развития детей;
- знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками. Праздники плотно взаимосвязаны с разными сторонами человеческой жизни. В них отражаются наиболее тонкие наблюдения за характерными особенностями времени года, насекомых, растений;
- знакомство с народным искусством. Разные народы проявляются свои творческие способности создание предметов, необходимых в труде и в быту. Но в бытовой утвари при этом отражается духовная жизнь людей, его понимание окружающего мира, красоты, природы и людей;
- знакомство с народными играми. К сожалению, народные игры практически исчезли из детства современных детей. А они, в качестве жанра устного народного творчества. представляют народное богатство, поэтому нужно сделать их достоянием подрастающего поколения. В играх развивается сила, ловкость, меткость, внимание и сообразительность. Выученные детьми считалочки и скороговорки делают процесс игры интереснее.
Главным для этнопедагогики является верность памяти и заветам предков. Познавать свои народные традиции – значит повышать уровень культуры и воспитанности.