Понятие и сущность этнопедагогического подхода
Этнопедагогический подход в педагогике – это подход, основанный на суверенизации воспитания и обучения ребенка, связанной с национальной государственностью.
Основой этнопедагогического подхода является концепция этноса С.С. Арутюнова, в соответствии с которой основной функцией этноса является осуществление «информационной защиты» каждого его члена от всевозможных жизненных нестабильностей. Человек не всегда способен быстро реагировать на происходящие изменения в природной, культурной и социальной средах. Это связано с тем, что он нуждается, в своего рода, «информационном фильтре». Именно этим фильтром и является этнос. Только освоив культуру, язык и историю своего народа, человек способен вступать на равных в диалог с представителями других национальностей.
Этнопедагогический подход в педагогике предусматривает:
- Развитие у детей разных национальностей, а особенно малочисленных народов, уверенности в себе, гордости за принадлежность к своему этносу.
- Ознакомление детей с историей и традициями своего народа.
- Воспитание чувства уважения к другим этносам, толерантного отношения к ним.
Основные принципы этнопедагогического подхода
Основными принципами этнопедагогического подхода в педагогике являются:
Принцип природосообразности – подразумевает опору на природу развития ребенка, согласие с ней.
Согласно данному принципу воспитание и обучение ребенка должно быть основано на его природном и естественном развитии, потребностях и возможностях. В рамках этнопедагогического подхода, необходимо опираться на народный фольклор и традиции в вопросах воспитания. Народный фольклор имеет богатую историю и содержание, основанное на естественных процессах развития детей. Опора на народный фольклор будет способствовать не только природосообразности развития ребенка, но и учета его этнических особенностей.
Принцип общечеловеческого начала в многообразии имеющихся педагогических традиций – опора на общечеловеческие духовные ценности, которые созданы на протяжении длительного времени усилиями конкретного этноса или народа.
Данный принцип предполагает упор не только на историю и традиции одного конкретного народа, но и организация взаимодействия культур, адаптация одной национальной культуры к другой. Воспитание и обучение детей должно быть организовано с учетом всего многообразия этнических культур. Это будет способствовать не только расширению кругозора, но и воспитывать в детях толерантность, уважительное и терпимое отношение к другим народностям.
Принцип естественности процесса воспитания – предполагает, что воспитание не должно нести в себе насилия.
Каждый ребенок, приходя в этот мир – беспомощен. Он нуждается в защите взрослого человека. Именно взрослый человек должен защитить ребенка, познакомить его с окружающим миром. Процесс воспитания следует организовывать на основании любви, уважения и заботы.
Принцип раннего начала воспитания – воспитание ребенка необходимо начинать как можно раньше, оно должно быть не однобоким, а разносторонним и включать в себя трудовой, умственный и художественный элемент.
Дети разных национальностей взрослеют по-разному, именно поэтому важно как можно раньше начинать всестороннее воспитание. Так, десятилетний сельский мальчик-узбек считается уже практически взрослым мужчиной, а девочка-узбечка способна вести самостоятельно домашнее хозяйство. То есть время, отведенное на воспитание и развитие детей разных национальностей разное и у кого-то это время крайне ограниченно, в силу этнических особенностей.
Принцип включения народной педагогики в контекст общей культуры – подразумевает обогащение воспитательно-образовательного процесса народным творчеством.
При опоре на данный принцип необходимо помнить о том, что народная педагогика содержит не только положительные методы и средства воспитания, но и негативные, обоснованные непрогрессивностью и неактуальностью в современном мире. Например, помимо потешек, загадок, песенок, прибауток и т.д., народная педагогика содержит разнообразные предрассудки, жестокие наказания, включая и физическое воздействие на ребенка.
Опора на указанные принципы обеспечит эффективность этнопедагогического подхода воспитания и обучения детей, развитие полноценной и всесторонне развитой личности, относящейся с уважением не только к своему этносу, но и к другим народностям.
Условия реализации этнопедагогического подхода
Включение этнопедагогического подхода в воспитательно-образовательный процесс требует от педагога соблюдения ряда условий:
- Необходимо рассматривать народную педагогическую культуру как единый и целостный компонент общей культуры мира.
- Исключение из педагогического процесса декоративности и декларативности этнопедагогических суждений.
- Реализация всего комплекса дидактических возможностей педагогической культуры для организации продуктивной воспитательно-образовательной работы с детьми в рамках образовательного учреждения.
- Активное использование всевозможного материального народного фольклора и субкультуры детства.
- Соблюдение естественных форм взаимодействия с детьми и их родителями (законными представителями) в рамках педагогического процесса.
Таким образом, следует сказать, что с традициями народов человек вступает в диалог с позиций уже «присвоенной культурой». Этому в полной мере способствует этнопедагогика, как способ вхождения в культуру своего народа, как живое знание, которое ребенок не усваивает, но выстраивает каждый день. Возрождение и обновление народно – педагогических традиций воспитания по силам только обществу, имеющему развитое национальное самосознание. Одной из форм возрождения духовности, как раз, и является этнопедагогизация, пронизывающая всю современную систему образования и воспитания.