Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Эстетическое воспитание: понятие, цели и задачи

Понятие и содержание эстетического воспитания

Эстетическое воспитание является неотъемлемой частью формирования и становления личности ребенка. Каждый ребенок с момента своего рождения начинает исследовать и изучать такие проявления как доброта, красота, многогранность окружающего мира и социума и т.д. Именно поэтому очень важно начинать эстетическое воспитание детей с самых первых дней.

Замечание 1

Чем раньше начинается процесс эстетического воспитания, тем больше шансов на достижение его цели и получение желаемого результата.

Процесс эстетического воспитания, а именно его содержание зависит от возраста детей, то есть от их возрастных особенностей и потребностей. Воспитание осуществляется поэтапно, постепенно усложняя получаемые детьми знания.

Воспитательный процесс у дошкольников осуществляется через игру. Во время игры, дети воспроизводят известные им эстетические правила, подражают эталону культурного общения и поведению человека в социуме, тем самым происходит последовательное восприятие и принятие ребенком окружающего мира.

С возрастом у детей возникает желание наблюдать за произведениями искусства, им становятся интересны театральные постановки, выставки картин и т.д. Взрослые должны стремиться удовлетворять данную потребность детей, так как через культурное обогащение происходит эстетическое воспитание ребенка, формируется его эстетическое сознание и компетенции.

Содержанием эстетического воспитания выступают сформированные навыки, вкусы, потребности, эталоны, интерес и оценка. Во время эстетического воспитания дети учатся понимать, что хорошо, а что плохо, у них формируется представление о добре и зле, тем самым они познают многообразие окружающего мира.

Еще в период дошкольного детства дети начинают проявлять интерес к художественным произведениям, им нравится рисовать, играть на музыкальных инструментах, слушать музыку, рассматривать красочные иллюстрации и т.д. В этот период от взрослого требуется обеспечение условий для удовлетворения потребности ребенка в прекрасном. Педагог должен оказать необходимую поддержку и задать правильное направление.

«Эстетическое воспитание: понятие, цели и задачи» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Под руководством педагога дети в первую очередь должны усвоить основные критерии отличий между плохим/хорошим, возвышенным/обычным, прекрасным/безобразным, чтобы затем применять полученный опыт в дальнейшей жизни.

Цели эстетического воспитания

Замечание 2

Основной целью эстетического воспитания является формирование эстетической культуры личности ребенка.

У эстетически воспитанного ребенка развиты такие качества как добродетель нравственность, духовная ценность и т.д. Помимо этого развиваются такие черты характера как дисциплинированность, внимательность, настойчивость и т.п. В связи с чем, к целями эстетического воспитания можно также отнести:

  1. Формирование полноценной личности, способной открыто выражать свои мысли, чувства, переживания в разнообразных жизненных ситуациях.
  2. Воспитание высоконравственной и многогранной личности, отличающейся от других своей индивидуальностью и уникальностью.
  3. Развитие у каждого ребенка эстетического сознания и нравственных компетенций.

Во время эстетического воспитания в личности каждого ребенка формируются важные компоненты, которые имеют большое значение для его полноценного становления как члена общества. К данным компонентам относятся:

  1. Восприятие – умение выделять прекрасное не только из художественных произведений, но и в повседневной жизни, в любом его проявлении.
  2. Чувства – умение проявлять свои эстетические эмоции, полученные в результате взаимодействия с другим человеком или окружающей средой. Ребенка учат отличать полученные эмоции (радость или печаль, восхищение или отвращение и т.д.) и уметь их правильно выражать или показывать.
  3. Интерес – подразумевает стремление каждого ребенка к познанию нового, получение новых знаний. Интерес выражается не только в стремлении узнавать новое, но и наличии у ребенка любимого произведения, автора, жанра музыки и т.д.
  4. Потребности – это необходимость взаимодействовать с прекрасным, в разных его проявлениях (художественные произведения, природа и т.д.). Желание не просто лицезреть произведения искусств (слушать музыку, читать книги и т.д.), но и потребность быть в курсе последних событий в области искусства.
  5. Вкусы – способность давать индивидуальную адекватную оценку различным культурным явлениями, при этом руководствоваться собственным мнением и личными моральными ценностями.
  6. Идеалы – сформированные и устойчивые представления о красоте, гармонии, совершенстве, правильности поступком и т.д.

Задачи эстетического воспитания

Для достижения целей эстетического воспитания и формирования его компонентов необходимо решить ряд задач. В рамках эстетического воспитания задачи делятся на две группы.

Первая группа задач эстетического воспитания – направление на формирование у детей эстетического отношения к окружающему или происходящему.

Задачи первой группы:

  • формирование чувственной личности каждого ребенка;
  • формирование и развитие умения видеть красоту и индивидуальность в окружающих людях, природе, природных явлениях, искусстве, социуме и т.д.;
  • ознакомление с основными эталонами и индивидуальными проявлениями культурных качеств личности;
  • формирование словарного запаса ребенка, введение эстетически правильных слов в повседневный лексикон;
  • понимание ребенком сути прекрасного;
  • формирование у каждого ребенка индивидуального отношения к прекрасному, способности его самостоятельно описать и охарактеризовать, красочно и точно выразить свои эмоции;
  • эмоциональное развитие личности каждого ребенка.

Вторая группа задач эстетического воспитанияпедагогические задачи заключаются в побуждении детей к художественно-эстетической деятельности, становлении и получении определенных навыков и способностей. Для приобщения школьников и дошкольников к искусству/культуре используются различные методы (к примеру, рисование, лепка, пение, танцы, чтение стихов). Кроме того, формируется желание привносить и применять полученные умения в реальной жизни.

Дата последнего обновления статьи: 17.12.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot