Понятие и критерии эстетической воспитанности
Эстетическое воспитание – это формирование умения воспринимать и оценивать прекрасное в окружающем мире.
Процесс осуществления эстетического воспитания предполагает решение следующих задач:
- систематически развивать эстетическое восприятие;
- развивать эстетические чувства и представления детей, их художественно-творческие способности;
- формировать основы эстетического вкуса.
В сфере духовной жизни, повседневном труде, общении с искусством и природой, в бытовой деятельности и межличностном взаимодействии – в любой деятельности понятия прекрасного и безобразного играют важную роль, помогая оценивать эстетические и художественные явления как взрослым, так и детям. Красота доставляет удовольствие и наслаждение, стимулирует трудовую активность, делая встречи с людьми приятными.
Эстетическое воспитание предполагает целенаправленный процесс воспитания творческой личности, которая сможет воспринимать, чувствовать и оценивать прекрасное, создавать художественные ценности.
Эстетическое воспитание учит ребенка на всех уровнях его природно-культурной организации, а также во всех формах поведения, гармонизировать мир и продукты собственной деятельности, себя и своего общения с окружающими людьми.
Перед эстетическим воспитанием стоят следующие цели:
- сформировать способность активно эстетически относиться к произведениям искусства;
- стимулировать посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде и творчестве в соответствии с законами красоты.
Данные цели свидетельствуют о том, что в эстетическом воспитании важное место отведено искусству, как весомой части эстетической культуры.
Взаимодействуя с эстетическими явлениями в искусстве и жизни, дети в любом случае духовно и эстетически развиваются. При этом они не осознают эстетической сущности предметов, а развитие обусловлено стремлением развлечься.
Важнейшая часть эстетического воспитания – художественное воспитание, которое в качестве воспитательного влияния использует средства искусства, которые формируют специальные способности и развивают дарования в определенных видах – изобразительном, декоративно-прикладном и пр.
Условие и средство эстетического воспитания – художественная деятельность дошкольников, которая как организуется воспитателем, так может быть и самостоятельной.
Художественной называется деятельность, связанная с видами искусства, поэтому сюда можно отнести музыку, изобразительное и декоративно-прикладное творчество, дизайн, театральную деятельность и пр.
В художественной деятельности обычно присутствует два фактора – воспроизводящий и творческий. Необходимо отметить, что они оба необходимы и взаимосвязаны – дети не могут творить, если не научились воспроизводить и репродуцировать.
Эстетическое воспитание – одно из необходимых условий формирования высоко культурного человека. Такой тип воспитания обладает собственными специальными задачами, которые можно разделить на две группы.
- Первая группа направлена на формирование эстетического отношения к окружающей действительности и предусматривает: развитие умения видеть красоту в природе, поступках, искусстве и пр.
- Вторая группа предполагает формирование художественных умений в разных искусствах: рисовании, лепке, конструировании, пении и пр.
Условия эстетического воспитания детей
Чтобы успешно реализовать задачи эстетического воспитания детей дошкольников необходимо соблюдение следующих условий:
- окружение – помещение, игрушки, одежда;
- насыщенность быта произведениями искусства;
- самостоятельная активная детская деятельность;
- индивидуальный подход к каждому ребенку.
Эстетическое воспитание личности начинается первыми шагами ребенка, его первыми словами и поступками. Именно окружение оставляет отпечаток в его душе на всю дальнейшую жизнь. Общение с родителями, близкими родственниками, ровесниками и взрослыми, поведение окружающих, их слова и взгляды – это все дети впитывают и откладывают в сознании.
Круг первоначального общения ребенка ограничивается родителями и ближайшими родственниками, которые несут ответственность за формирование эстетических чувств и представлений ребенка.
Первые основы эстетической культуры личности закладываются именно в семье, не самом раннем этапе становления, когда умственное развитие ребенка протекает особенно бурно. В связи с этим так важно, чтобы родители были педагогически грамотными, в семье царил культурный климат.
Существенную роль в эстетическом воспитании детей играет детский быт, то есть чистота, порядок, удобство, красота, где все соразмерно и сочетается по цвету, величине, форме.
Младшие школьники вполне могут быть привлечены к созданию красоты через наведение порядка в своем доме, опрятность своей одежды, это убедит их в том, что красота – дело рук человека.
Эстетическое постижение предметов возможно благодаря их форме, цвету, величине. Игрушки должны соответствовать требованиям разнообразия и праздничности. Навык анализа и определения формы развивается через предметное моделирование, конструирование и по картинам.
Эстетическая воспитанность подразумевает, в первую очередь, наличие эстетических идеалов, то есть представлений о совершенном. Например, эстетическим идеалом искусства может быть обобщенное и совершенное отражение самой жизни и человеческих отношений в ней, в изображении ее прогрессивных тенденций, которые направлены на совершенствование людей и общества.
Эстетические идеалы всегда социально обусловлены и представлены общественным педагогическим явлением. Эстетические идеалы могут выражать представления о совершенстве человеческой красоты, отношений между людьми и труда. Художественный вкус тесно переплетен с эстетическим идеалом, как частью эстетической воспитанности.