Эссе – это жанр публицистики, включающий размышления автора о рассматриваемой проблеме, ее анализ и позицию по ней.
Рисунок 1. Эссе по педагогике. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Эссе имеет определенную специфику написания, обусловленную его жанром. Поэтому, при написании эссе требуется придерживаться определенных правил, которые имеют свои отличия, в зависимости от дисциплины, по которой пишется эссе.
Основы написания эссе по педагогике
Написание эссе по педагогике начинается с выбора темы. Здесь, следует обратить внимание на следующие аспекты:
- Эссе должно отвечать на конкретный вопрос, т.е. освещать какие-то проблемы педагогической теории и практики, детализировать и анализировать конкретную педагогическую проблему;
- Четкость и понятность формулировки темы эссе. Читатель должен понять, что за проблема обрисовывается в нем;
- Возможность рассмотрения нескольких объектов в эссе, но с сохранением его структуры: постановка проблемы исследования, ее раскрытие, анализ и решение;
- Эссе представляет собой творческую работу. Поэтому, размышления автора должны носить творческий характер, воодушевлять читателя на поиск вариантов решения, поставленной задачи;
- Небольшой объем. В эссе информация должна быть изложена в краткой форме и по сути;
- Отсутствие однозначного и полноценного решения поставленного проблемного вопроса. в эссе излагается точка зрения автора, видение им картины мира. С его точкой зрения можно согласиться, а можно предложить свой взгляд на данную проблему;
- Стиль написания эссе – разговорной. Автор беседует с читателями, излагая свою точку зрения. Сложные формулировки тут недопустимы. Текст должен легко восприниматься читателем и побуждать его к размышлениям;
- Реальность аргументации мнения автора. Автор должен обосновать свою точку зрения реальными явлениями и процессами, научными основами педагогики;
- Логическое завершение эссе. Текст эссе должен содержать вывод, затрагивающий решение, поставленной в эссе проблемы. Для этого, происходит подведение итогов, запись важных мыслей, напоминающих о проблеме.
Структура педагогического эссе
Эссе является творческой работой, однако, при его написании следует придерживаться определенной последовательности действий и сохранять структуру работы, это упростит написание.
Эссе состоит из следующих разделов:
- Вступление. Оно отражает проблему по педагогике и актуальность ее рассмотрения. Также, автор может написать почему она привлекла его внимание.
- Тезис или суждение по рассматриваемой проблеме. Его необходимо подкрепить аргументами, обосновать и сделать какие-то предварительные выводы.
- Второй тезис по рассматриваемой проблеме, с аргументацией и выводами.
- Третий тезиса с его обоснованием.
- Подведение итогов исследуемого вопроса и формулировка вывода. Здесь отражается точка зрения автора на решение, поставленной проблемы.
- Заключение. Оно содержит взгляд автора на рассматриваемую проблему и логическое обоснование сделанных выводов по ней.
Тезисов в работе должно быть как минимум два. Их количество зависит от темы и взглядов автора.
Эссе является отражением профессионального роста и развития студентов педагогических специальностей, а также профессиональных педагогов. Оно демонстрирует их компетентность в выбранном направлении профессиональной деятельности.
Этапы работы над педагогическим эссе
Написание эссе по педагогике является поэтапным процессом. Можно выделить пять основных этапов в написании эссе:
- Выбор темы работы и постановка проблемы. Написание эссе должно отражать реальные тенденции развития педагогической науки и практики, актуальные проблемы в области образования и воспитания, конкретных педагогических теорий и концепций. Выбор темы требует ее творческой формулировки т.е. она должна направлять читателей на мыслительную работу в данной области исследования. Писать эссе по педагогике можно на огромное количество тем. Хорошо выбирать тему из своей области профессиональной деятельности т.е. то педагогическое направление, в котором автор отлично разбирается. Тема должна отражать целевое назначение написания эссе и интересы автора.
- Сбор и обработка источников информации для написания эссе и раскрытия его основной проблемы. Могут быть использованы различные источники информации, взяты отдельные педагогические тезисы и категории, цитаты, примеры и т.д.
- Написание чернового варианта эссе. Этот процесс имеет свои особенности. Черновая работа должна писаться так, чтобы оставалось пространство для ее доработки т.е. дополнение мыслей, тезисов, внесение исправлений, а также внесение подходящих цитат и примеров. Бывает так, что педагогическая мысль не приходит сразу. Автор консультируется с другими педагогами, изучает опыт их деятельности в данном направлении, исследует разные источники информации и только потом дополняет свой тезис аргументом.
- Написание эссе. На данном этапе осуществляется написание непосредственной работы автором т.е. черновой вариант корректируется, утверждается и записывается на беловик. Эссе пишется с соблюдением его структуры, логической последовательности изложения материала, на основе постановке гипотезы решения поставленной проблемы и анализа ее верности. Все аргументы, излагаемые в эссе должны быть последовательными и соответствовать тенденциям текущего этапа развития педагогики. Изложение материала должно быть ясным и точным, а главное, доступным для восприятия читателями т.е. простота языка изложения, исключение большого количества афоризмов, а также наличие эмоционального компонента в тексте.
- Проверка эссе. После написания эссе автор проверяет его для утверждения в верности собственных аргументов и логичности изложения материала. Хорошо, если эссе написано заранее, до его сдачи. Ведь автору могут прийти в голову новые мысли, новые вариации изложения материала. Он может дополнить свою работу, сделать ее более насыщенной и творчески ориентированной.