Цель и задачи экологического воспитания детей в ДОУ
Экологическое воспитание в дошкольной педагогике явление относительное новое, появилось оно на рубеже 80-х и 90-х годов и в настоящее время проходит период становления и развития. В современных дошкольных учреждениях педагогическая деятельность сосредоточена на формировании у детей бережного и уважительного отношения к окружающей природе. Экологическое воспитание предусмотрено и ФГОС ДОО.
Экологическое воспитание детей в детском саду – это новая категория, связанная с наукой экологией и ее различными ответвлениями, направленная на формирование экологической культуры у детей.
Основными аспектами, которые изучаются детьми, в процессе экологического воспитания, являются:
- Изучение процесса взаимодействия отдельного организма с его средой обитания. То есть детей знакомят с тем как функционируют разнообразные экосистемы, проживающие на одной территории.
- Изучение процесса взаимодействия человека с окружающей его природой. Данный аспект является особенно важным в воспитании детей дошкольного возраста.
Оба представленных аспекта изучаются детьми в процессе исследования и знакомства с ближайшей окружающей действительностью.
Цель экологического воспитания дошкольников - формирование экологической культуры, основанной на базисных компонентах личности ребенка, способствующей дальнейшему успешному развитию экологических компетенций.
Цель экологического воспитания детей дошкольного возраста в рамках ДОО, согласуется с Концепцией дошкольного воспитания, основанной на гуманном и личностном развитии каждого ребенка. Важно именно в дошкольном возрасте заложить у детей базисные основы личностной экологической культуры.
Формирование у дошкольников начал экологической культуры – это процесс становления осознанного отношения ребенка к природе и всему ее многообразию. Кроме того, это умение созидательно взаимодействовать с окружающей средой.
Задачи экологического воспитания детей в детском саду заключаются в том, чтобы создать необходимые эффективные условия, при которых достигаются высокие результаты формирования начал экологической культуры у дошкольников.
Содержание экологического воспитания детей в ДОУ
Содержание экологического воспитания состоит из двух основных элементов:
- Передача детям экологических знаний – это обязательный компонент экологической культуры.
- Трансформация полученных знаний в умения и навыки – это конечный продукт экологического воспитания.
Исходя из этого, содержание экологических знаний заключается в охвате следующих компонентов:
- Процесс взаимосвязи животных и растительных организмов со средой их обитания, приспособленность к ней;
- Изучение многообразия живых организмов, их экологического единства;
- Усвоение того, что человек – это живое существо, средой его обитания является природа, сохранение которой очень важно для сохранения здоровья и обеспечения полноценной жизнедеятельности.
- Ознакомление с природными ископаемыми и их значением в жизни человека и общества.
Первый и второй компонент образуют классическую экологию, изучая которую дети знакомятся с ее основными разделами, получают необходимые фундаментальные знания. Реализуется это в процессе знакомства детей с конкретными примерами животных и растений, их взаимосвязью друг с другом, средой обитания и т.д. У детей закладываются первые представления экологической направленности.
Третий компонент формирует у детей положительное отношение к собственному здоровью, развивает потребность в соблюдении ЗОЖ.
Четвертый компонент является частью социальной экологии, в процессе ознакомления с ним детей, педагог демонстрирует на простых примерах значимость природных ресурсов и их использование в повседневной жизни.
Ознакомление детей с элементами экологических знаний формирует у детей дошкольного возраста бережное и экономное отношение к окружающей природе и ее богатствам.
Методы экологического воспитания в ДОУ
Реализация экологического воспитания осуществляется посредством ряда методов, используемых педагогами ДОУ. Все методы согласуются с содержанием общеобразовательной области Концепции образования.
Все методы воспитания подразделяются на:
- Словесные: беседа, диалог, чтение художественной литературы и т.п.
- Наглядные: макеты, иллюстрации, экскурсии, плакаты и другие виды наглядностей.
- Практические: опыты и исследования.
Данные методы являются традиционными и широко используются педагогами ДОУ на практике.
Помимо традиционных методов, существуют инновационные, которые в настоящее время пользуются большой популярностью среди педагогов ДОУ. К инновационным методам относятся ТРИЗ-технология, проектная деятельность, метод игрового обучения, наглядного моделирования и т.д. Данные методы, кроме того, что очень интересны для детей, имеют большой развивающий и обучающий потенциал.
При выборе и реализации метода экологического воспитания дошкольников, педагог опирается на ряд принципов:
- Принцип учета специфики экологического воспитания в детском саду. Данный принцип направлен на то, что в процессе экологического воспитания и подборе методов, педагог в первую очередь опирается на поставленную цель и задачи, возраст детей, наличие у них первичных экологических знаний.
- Принцип совместной деятельности педагога и детей, имеющей экологическое содержание. Под совместной деятельностью, в рамках экологического воспитания, понимается деятельность, которая имеет насыщенное экологическое содержание и позволяет решить поставленные задачи экологического воспитания.
- Принцип одновременного решения образовательных и воспитательных задач, их соподчиненность экологическому воспитанию.
Таким образом, процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста в рамках ДОУ, направлен на формирование у детей первичной экологической культуры. Реализация воспитания осуществляется посредством использования традиционных и инновационных методов, которые могут быть использованы как по отдельности, так и в комплексе.