Цели, задачи и содержание экологического воспитания школьников
Одним из приоритетных направлений воспитания является экологическое воспитание детей. Это обусловлено тем, что экологическое воспитание направлено на формирование уважительного отношения к окружающей природе, ее сохранение, развитие гармоничного взаимоотношения между ребенком и окружающей средой. Все это способствует совершенствованию деятельности современной образовательной системы, предусматривающей соблюдение принципа гуманизации и природосообразности процесса воспитания.
Цель экологического воспитания школьников – формирование гармоничного отношения с окружающей средой, которое строится на осознании значимости природы в жизни каждого человека.
Задачами экологического воспитания школьников являются:
- Развитие экологических компетенций и навыков
- Формирование ответственного отношения к природе
- Углубление и расширение экологических знаний и представлений
- Развитие системы умений и навыков по изучению и оценке состояния окружающей природы
- Развитие стремления к активной деятельности, направленной на охрану окружающей среды
Воспитание экологической культуры у детей школьного возраста будет эффективным только в том случае, если он осуществляется непрерывно и с использованием одних и тех же методов воспитания, начиная с дошкольной ступени воспитания. Обязательным условием непрерывности экологического воспитания является сочетание теоретической подготовки и практической деятельности детей в области охраны окружающей среды.
В процессе экологического воспитания школьников, работа педагога направлена на формирование у детей экологического мышления и сознания, ответственного отношения к природе.
Направления экологического воспитания школьников
Основным направлением экологического воспитания школьников является формирование активной жизненной позиции по охране и защите окружающей среды.
В процессе осуществления практической деятельности, имеющей экологический характер, у детей школьного возраста формируется устойчивое отношение к природе страны и родного края. Именно поэтому при организации воспитательного процесса, наиболее эффективными методами, являются методы практической направленности.
Экологическая деятельность учащихся может быть представлена тремя направлениями:
- Исследование и оценка состояния окружающей среды совей местности. Суть работы заключается в осуществлении детьми инвентаризации природных памятников, описание и оценка экосистем, воздуха, почвы, составление необходимой экологической документации. В процессе работы педагог учит детей составлять таблицы, схемы, карты, планы, презентации и т.д.
- Участие в проектировании ландшафта, совместно с педагогом создание экологических троп и микрозаповедников на территории учебного заведения или подшефного детского сада. Осуществление работы по защите окружающей среду от разрушений.
Осуществление пропаганды экологических знаний. Реализуется посредством разработки:
- наглядностей: плакаты, листовки, экскурсии, презентации и т.д.;
- проведение экологических выставок на темы по защите окружающей среды;
- составление летописи о природе Родного края и тех изменениях, которые можно увидеть на протяжении последних лет;
- проведение разнообразных тематических акций.
Осуществление педагогом экологической работы с детьми, направленной на достижение цели и задач экологического воспитания должна в первую очередь опираться на призыв к бережному отношению к природе Родного края и страны.
Одним из наиболее продуктивных и эффективных методов экологического воспитания является экскурсия. В процессе экскурсии дети могут не только увидеть в реальности объекты и явления живой природы, но обсудить увиденное. Педагог с целью привлечения внимания детей может создать различные проблемные ситуации, которые детям необходимо решить сообща, применив имеющиеся у них экологические знания.
Успешность экскурсии во многом зависит от профессионального мастерства педагога, его умения заинтересовать детей.
Условия экологического воспитания школьников
Процесс экологического воспитания детей школьного возраста будет успешен и эффективен в том случае, если педагогом соблюдаются условия по организации воспитательного процесса:
- Воспитывающий характер учебного процесса, реализуемого в образовательной организации
- Наличие стимулирующей национально-региональной направленности процесса воспитания и обучения.
- Учет значимости семейного воспитания.
- Организация необходимой экологической направленности воспитательно-образовательной среды в семье и образовательной организации.
- Учет возрастных, психологических и индивидуальных возможностей и потребностей каждого ребенка.
Большое значение в организации экологического воспитания имеют средства деятельности и средства обучения школьников, используемые педагогом. Обязательным условием является рассмотрение экологической проблематики в рамках каждого учебного предмета, с учетом его содержания и специфики.
Важным условием экологического воспитания школьников является то, что оно должно осуществляться в системе. Под системой понимается использование всех компонентов экологического воспитания:
- краеведческий материал
- преемственность и постепенное усложнение элементов экологического воспитания
- углубленность в экологический материал, начиная с начальной школы
Также надо активно вовлекать школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов.
Таким образом, воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе. Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого школьника.